СТРАТЕГИЯ ПРИДНЕСТРОВЬЯ информационно-аналитический портал

Главная

Главная » Архив материалов
В преддверии Дня Конституции ПМР НИИ «Стратегия Приднестровья» провел круглый стол
22 декабря 2009 года по инициативе НИИ «Стратегия Приднестровья» состоялся круглый стол на тему: «Пути повышения правового сознания приднестровцев посредством изучения Основного закона государства». Организатором круглого стола выступил функционирующий при институте Центр социально-правовых исследовании.

Участниками круглого стола выступили представители органов государственной власти, эксперты в области юриспруденции, политологии и социологии, представители ведущих политических партий, а также молодежных организаций Приднестровья: Екатерина Шубодерова - начальник правового отдела Конституционного суда ПМР, Владимир Стулов - редактор информационно-аналитического правового журнала «Государство и безопасность», Елена Жукова - ст. преподаватель кафедры политологии и социологии ПГУ им. Т. Г. Шевченко, Владимир Иванченко - член Политического совета Приднестровской республиканской партии, Юлия Жукова - член исполнительной директории ММК-НДП «Прорыв», Елена Сляднева – председатель РМОД «Молодая энергия» и другие.

Модератором  Круглого стола выступил первый заместитель директора НИИ «Стратегия Приднестровья»  Иван Войт, который в приветственном слове к участникам конференции актуализировал проблему низкого уровня правового сознания приднестровцев. И. Войт определил перечень вопросов, ответы на которые и стали предметом дискуссии круглого стола.

Каждый из участников круглого стола изложил своё видение на поставленную проблематику. Так, например, начальник правового отдела Конституционного суда ПМР Екатерина Шубодёрова отметила, что  низкое правовое сознание общества является «неким индикатором  недостаточно совершенной  правовой системы государства, и что такая проблема актуальна  не только на территории Приднестровья, но и для многих государств постсоветского пространства». Представитель Приднестровского госуниверситета Елена Жукова отметила необходимость воспитания правовой культуры приднестровцев с детства, а также высказала предложения по совершенствованию системы образования, что будет способствовать повышению уровня правосознания приднестровской молодежи. Заведующая Центром социально-правовых исследований НИИ «Стратегия Приднестровья» Светлана Белоус в своем выступлении высказала мысль о том, что решить обозначенную проблему можно путем предоставления гражданам Приднестровской Молдавской Республики  возможности выступать с правотворческой инициативой. «Средствам массовой информации нужно более эффективно вести работу по популяризации Конституции Приднестровской Молдавской Республики и правовому просвещению населения» - подчеркнула С. Белоус.

По завершению дискуссии особое внимание было уделено практическим рекомендациям, связанным с возможностью разрешения рассмотренных на круглом столе проблем.

Предлагаем вниманию выработанные по результатам работы круглого стола рекомендации.

Рассмотрев вопрос о необходимости повышения правосознания приднестровцев, посредством изучения Основного закона государства, и отмечая отсутствие единой системы правового воспитания в республике, участники круглого стола предлагают осуществить следующее:

  1. Совершенствовать законодательство ПМР в части повышения ответственности должностных лиц органов государственной власти за несоблюдение ими Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
  2. Разработать систему повышения квалификация государственных служащих и проводить аттестацию должностных лиц органов государственной власти на знание Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
  3. Предоставить возможность гражданам Приднестровской Молдавской Республики  выступать с правотворческой инициативой, посредством принятия соответствующего законодательного акта;
  4. Средствам массовой информации вести постоянную работу по популяризации Конституции Приднестровской Молдавской Республики и правовому просвещению населения посредством внедрения новых подходов и технологий.
  5. Разработать  комплекс учебно-методических пособий с использованием инновационных методов обучения для изучения государственной символики, государственного устройства, основ конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики  учащимися  всех видов образовательных учреждений.
  6. Стимулировать образовательные учреждения к наиболее всестороннему изучению Основного закона государства в рамках учебной деятельности и воспитательного процесса. 

Пресс-служба ППП


 

«Молодая Энергия»- движение реальных дел!
  20 декабря 2009 года в Тираспольском Городском Дворце культуры состоялась III-я отчетно-выборная конференция Республиканского молодежного движения «Молодая Энергия». Основными участниками конференции стали делегаты из региональных штабов «Молодой Энергии». На мероприятии также присутствовали почетные гости из организаций партнеров молодежного движения - Руководитель Исполкома ППП, директор НИИ «Стратегия Приднестровья» - Игорь Иваненко и исполнительный директор БФ «Планета Детей» - Александр Коваджи. В начале участникам и гостям конференции был представлен видео отчет о проделанной работе в 2009 году, а также с докладом выступил  заместителя Председателя РМОД «Молодая энергия по планово-аналитической и PR работе Василий Брынзарь. За 2009 год Движение реализовало множество мероприятий, направленных на развитие у приднестровской молодежи интеллектуального, творческого, патриотического и спортивного потенциала. Самым ярким проектом стало проведение республиканского молодежного проекта «Быть молодым МОДНО!». В проекте приняло участие более 1.500 молодых людей Приднестровья. Делегаты признали работу Движения за 2009 год удовлетворительной. Затем перед собравшимися выступил руководитель Исполкома ППП, директор НИИ «Стратегия Приднестровья» И. Иваненко. В своем выступлении он отметил, что «Молодая Энергия» преобразила «лицо» молодежной политики в ПМР своими инновационными проектами и пожелал не сбавлять набранный темп работы.  Далее И. Иваненко отметил, что «Молодая Энергия» на сегодняшний день одна из ведущих молодежных организаций ПМР, которая включает  в себя социально-активную молодежь, способную привносить новые идеи и работать на благо Приднестровья.  В подарок от Патриотической партии Приднестровья и НИИ «Стратегия Приднестровья» молодежному движению было выделено помещение под собственный офис. В продолжение мероприятия с информацией об оптимизации структуры РМОД «Молодая Энергия» выступил зам. председателя Движения Константин Костенюк. Он отметил, что «Молодая энергия» существует уже полтора года и за это время использовались разные системы управления Движением. «Месяц назад мы перешли на новую структуру, и она себя оправдывает. Это доказывает и то, что число активистов Движения возросло» - подчеркнул К. Костенюк. Работа Конференции продолжилась избранием председателя Движения, заместителей и контрольно-ревизионной комиссии. Новым председателем Движения единогласно была избрана Елена Сляднева. Заместителем председателя по кадровой работе избран Максим Апостолов, заместителем председателя по планово-аналитической работе и PR  избран Василий Брынзарь и заместителем председателя по информационной работе избран Константин Костенюк. В своем выступлении вновь избранный председатель РМОД «Молодая энергия» рассказала о перспективах развития Движения на 2010 год. Она отметила, что «как и в прежние года упор работы нашей организации будет делаться на развитие у молодых людей Приднестровья чувства патриотизма, гражданской ответственности, интеллектуальных и спортивных способностей. Приоритетным направлением деятельности станет работа в пророссийском векторе. В 2010 году Движение проведет ряд акций в поддержку развития приднестровско-российских отношений» - подчеркнула Е. Сляднева. Далее перед делегатами выступил исполнительный директор БФ «Планета Детей» Александр Коваджи. Он отметил, что «Молодая Энергия» это организация, которая помогает органам государственной власти проводить работу в сфере молодежной политики, показывает как необходимо работать для того, чтобы отвечать современным запросам молодежи. Александр Коваджи привел статистику, что за 2009 год «Молодая Энергия» провела около 70 мероприятий для приднестровской молодежи.  Он пожелал Движению и дальше идти согласно выбранному курсу. В заключение мероприятия Председатель РМОД «Молодая энергия»  Е. Сляднева вручила активистам Движения благодарственные письма, грамоты и ценные призы.   Пресс-служба РМОД «Молодая энергия».

 

Светлана Белоус: Уровень участия граждан в жизни государства - показатель стабильно развивающегося общества
Сегодня часто из выступлений политиков, видных общественных деятелей, средств массой информации можно услышать о понятии «гражданское общество»  и о его влиянии на развитие государства. Говорить и спорить о составляющих гражданского общества можно много, одни ученые говорят что это – общественные и религиозные организации, политические партии, средства массовой информации, профсоюзы, другие же также включают в это понятие органы местного самоуправления, местный бизнес и т.д. Но в одном различные обществоведы едины в одном - ни одно государство не может существовать без гражданского общества, как и гражданское общество немыслимо без государства.  Существование полноценного гражданского общества в государстве служит уравновешиванию интересов граждан и государства, но для его эффективного развития необходима целевая государственная поддержка общественных  объединений. Эта поддержка должна выражаться в создании механизмов ресурсного обеспечения общественных объединений, вовлечения их в процессы государственного управления и местного самоуправления.   На сегодняшний день в Приднестровье действует более 700 общественных объединений различной направленности, которые посредством реализации уставных целей и задач решают различные проблемы  нашего общества.  К сожалению, абсолютное большинство приднестровских общественных организаций влачат жалкое существование: нет средств на проведение мероприятий, на связь, на содержание офисов, на привлечение квалифицированных специалистов. Европейские государства уже давно сделали вывод о том, что с общественными организациями необходимо работать и привлекать их для реализации государственных программ, находящихся в их компетенции. В соответствие с европейскими нормами общественные организации являются партнерами местных органов власти, и могут участвовать в конкурсе на получение средств на реализацию задач государственной политики. Наши соседи признали, что нет необходимости тратить деньги налогоплательщиков на содержание аппарата государственных служащих, если эту проблему не менее профессионально может решить общественная организация, но затрачивая на это меньше ресурсов. Эти принципы нашли отражение в законодательствах большинства европейских стран (в том числе – России, Украины и Молдовы). Действующий закон ПМР «Об общественных объединениях» вступил в силу в июне 2008 года после  бурного обсуждения представителями органов государственной власти и общественных объединений. Принятию проекта закона предложенного профильным комитетом  Верховного Совета предшествовало общественное обсуждение, инициированное Патриотической партией Приднестровья. Однако не все предложения общественности были услышаны и поняты народными избранниками. Так, инициатива о дополнении законопроекта конкретным перечнем мероприятий по государственной поддержке общественных объединений была отвергнута парламентским большинством.  Этот шаг аргументировался законодателями предстоящим принятием закона «О взаимодействии органов государственной власти и некоммерческих организаций». Однако в связи с тем, что указанный законопроект в сентябре 2008 г. не получил поддержку парламентского большинства на сегодняшний день в законодательстве ПМР отсутствует конкретный механизм государственного стимулирования развития общественных объединений.   В сложившейся ситуации Патриотическая партия Приднестровья приняла решение выступить с инициативой совершенствования действующего Закона ПМР «Об общественных объединениях». Конечно же, можно много говорить  о тяжелой финансовой ситуации сложившейся в республике, о том, что многие общественные организации существуют лишь на бумаге, другие только прикрываются своим статусом для занятия коммерческой деятельностью, но ведь большинство общественных объединений действительно решают значимые общественные проблемы. Сегодня общественные объединения республики занимаются правозащитной деятельностью, проводят мероприятия по патриотическому воспитанию, по защите окружающей среды, по профилактике различных заболеваний и т.д.  Но за счет чего существуют эти организации для многих остается загадкой. Иногда это членские взносы, пожертвования, денежные средства, выделяемые различными фондами, т.е. можно сказать, что поддерживают зачастую благие цели наших организаций кто угодно, но только не государство. Безусловно, из-за непризнанности нашего государства и нелегкого финансового положения невозможно поддерживать на государственном уровне все общественные объединения. Но для того, чтобы поддержать организации, действующие на благо общества, необходимо выработать особый механизм. Для того, чтобы поддержать организации, приносящие общественную пользу,  Патриотическая партия предлагает в  статью 15 Закона ПМР «Об общественных объединениях» внести понятие «социально-значимые общественные объединения», в которой определить, что данный статус присваивается специальным государственно-общественным органом – Советом по развитию институтов гражданского общества, созданным при Президенте ПМР. Но для того, чтобы получить статус социально значимой организации необходимо соответствовать определенным критериям, таким например как численность, масштаб деятельности, актуальность и важность реализуемых мероприятий и т.п.    Недостаточно только закрепить за организациями статус «социально-значимого общественного объединения», необходимо предоставить  общественным объединениям реальную пользу, что будет стимулировать их дальнейшее развитие. Для этого  Патриотическая партия Приднестровья предлагает дополнить статью 18 закона пунктом «Права социально значимых общественных объединений», установив, что социально значимые общественные объединения:  а) безвозмездно пользуются помещениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, для офисов и общественных приемных (данные помещения не могут сдаваться в субаренду), освобождаются от оплаты за коммунальные услуги; б) получают целевое финансирование на реализацию своих приоритетных программ (перечень и содержание которых согласовывается исполнительным органом государственной власти в ведении которого находятся вопросы деятельности общественного объединения) в виде государственных и муниципальных грантов; в) участвуют в реализации государственного заказа по оказанию социальных услуг населению в сфере просвещения, оздоровления, социального обслуживания; г) делегируют представителей в состав коллегиальных органов исполнительных органов власти, консультативных структур законодательных органов власти; д) получают особый режим  налогообложения, учитывающий, что  данные организации оказывают социально значимые услуги. Также статью 18 Закона «Об общественным объединениях» необходимо дополнить пунктом  «Государственная поддержка общественных объединений». Эта поддержка должна означать, что государство создаст режим наибольшего содействия для функционирования общественных объединений. Последнего можно будет достичь путем введения целевого финансирования отдельных социально-значимых программ общественных объединений (государственные и муниципальные гранты), наделения их определенными льготами, освобождением от некоторых налогов, сборов пошлин и других платежей, введения социальных заказов на выполнение государственных и муниципальных программ на конкурсной основе для общественных объединений, принимать и реализовывать совместные проекты и программы органов государственной власти (местного самоуправления) и общественных объединений.   Как отмечалось выше, во многих государствах сегодня к мнению общественности научились прислушиваться и активно привлекать их представителей для решения актуальных вопросов. В нашем законодательстве парламентарии закрепили норму о том, что не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона ПМР «Об общественных объединениях»). Исходя из этой статьи, закон ограничивает участие представителей общественного сектора в жизни государства. На наш взгляд, данную норму необходимо дополнить и предоставить  право общественным объединениям принимать участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, вносить предложения в органы власти и местного самоуправления по различным вопросам общественной жизни. Данная поправка будет способствовать развитию диалога между государством и общественностью, а также покажет уровень доверия государства к гражданам, и граждан к государству.  В большинстве цивилизованных стран общественные объединения участвуют в жизни государства посредством учреждения различных советов, палат объединяющих наиболее видных деятелей науки, культуры, искусства, а также представителей наиболее значимых общественных объединений.  Так в 2005 году в Российской Федерации была создана Общественная палата. Решение о ее создании было принято в целях осуществления взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления для учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля над деятельностью органов власти.   Создание Общественной палаты актуально и для нашей республики. Патриотическая партия Приднестровья предлагает внести в Закон «Об общественных объединениях» понятие «Общественная Палата Приднестровской Молдавской Республики», которая будет  являться представительным органом общественных объединений и других некоммерческих организаций, участвующим в правозащитной, законотворческой деятельности. Уровень участия общественных объединений в жизни государства является одним из  показателей стабильно развивающегося  общества, в котором мнение общественности играет основную роль. Именно поэтому, сегодня мы должны уделить внимание реформированию законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений республики, с привлечением к обсуждению предлагаемых нами поправок всеми заинтересованными лицами.   
Светлана Белоус, заведующая Центром социально-правовых исследований НИИ «Стратегия Приднестровья»

 

Эффективная работа институтов гражданского общества – залог успешного развития Приднестровского государства
Одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед ведущими государствами мира и прежде всего Российской Федерацией, является курс на развитие эффективных институтов гражданского общества. Выступая на одном из международных гражданских форумов, Председатель Совета Федерации, лидер политической партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов заявил: «Этап, когда государство и гражданское общество рассматривались в России как оппоненты, преодолен. В современных условиях общественные объединения - это нерв общества, связующее звено между властью и конкретным человеком. Развитое гражданское общество способствует открытости власти и является страховкой от ошибок и нарушений, противодействуя таким негативным явлениям, как произвол, невежество, безответственность, коррупция", - отметил лидер «Справедливой России». Необходимо признать, что за последние годы Российская Федерация добилась существенных успехов в укреплении различных сегментов гражданского общества и прежде всего: в правозащитном движении, в развитии органов местного самоуправления, свободного предпринимательства, партийной системы, автономных некоммерческих объединений граждан. Результаты такой деятельности не заставили себя долго ждать: повысилось доверие во взаимоотношениях российской власти и граждан, Россия вплотную подошла к решению таких  насущных проблем, как коррупция в органах государственной власти, недостаточная эффективность социальной сферы, монополизация экономики. Очевидно, что задачи государственного развития заставляют и Приднестровскую Молдавскую Республику вплотную подойти к стимулированию развития гражданского общества. Тем более, что наличие дееспособных и ответственных общественных объединений, органов местного самоуправления и иных институтов гражданского общества действительно является существенным фактором укрепления государственности Приднестровья.  Необходимо принять во внимание, что развитие структур гражданского общества дает и вполне ощутимый экономический эффект. Сегодня, в ведущих странах мира некоммерческий сектор формирует от 4-х до 15-ти % ВВП. В основном эти показатели определяются весомым вкладом общественных структур в оказание социальных услуг населению (правовая помощь, уход за престарелыми, инвалидами, работа с детьми и молодежью, развитие спортивной индустрии, координация деятельности экономических агентов и т.п.) По состоянию на середину 2000-х годов, объем продукции и услуг некоммерческих организаций Российской Федерации в 1,6 раза превышал объем продукции всей легкой промышленности страны и был сравним с объемом продукции отрасли «жилищное хозяйство». Работа с общественным сектором занимает важное место и в перечне действий российского правительства по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса.  Так, посредством общественных объединений в России реализуется значительная часть мер по снижению незанятости населения,  программы переобучения, по развитию молодежного добровольничества движения и многое  другое. К сожалению, при формировании взаимоотношений между государством и гражданским обществом в Приднестровье, мы продолжаем исходить из устаревших административно-командных стереотипов. Для того, чтобы решить какую-либо общественную проблему, мы предпочитаем создать или усилить очередную чиновничью структуру, а не развивать общественные коммуникации. Поэтому не удивительно, что бюрократический аппарат республики разросся настолько, что его содержание является непосильной ношей для экономики. При этом, в условиях отсутствия реального общественного контроля, ощущается дефицит ответственности у значительной части чиновничества. Должно ли государство оказывать содействие становлению общественных структур, которые, в конечном счете, возьмут на себя некоторые контрольные функции по отношению к властным институтам? Опыт развития Российской Федерации в этом направлении однозначно говорит о том, что должно. От этого напрямую зависит эффективность работы государственного аппарата. По примеру Российской Федерации, в Приднестровской Молдавской Республике назрела необходимость в  энергичных действиях по укреплению институтов гражданского общества. Для начала необходимо наладить эффективный диалог между государством и всем спектром организаций гражданского общества. Для этого крайне важно сформировать представительный республиканский орган общественных объединений – Общественную Палату (Общественный Совет). Необходимо стремиться к тому, чтобы этот орган был действительно авторитетным, демократичным и самостоятельным, а не был встроен в структуру определенной ветви власти. Поэтому, целесообразно обеспечить выборность не менее половины членов Общественной Палаты (Общественного Совета) общественными объединениями на местах, а также участие в определении персонального состава общественного органа Главы государства. При этом полагал бы, что первоочередной задачей Общественной Палаты (Совета) Приднестровской Молдавской Республики должен быть отнюдь не контроль над административными структурами. Для начала необходимо выработать согласованный перечень вопросов для всех основных видов некоммерческих организаций Приднестровья, актуальных и для государственных структур. В рамках этого перечня целесообразно четко определить те сферы общественно-государственной жизни, администрирование которых государство намерено со временем делегировать общественным структурам (например, социальное обслуживание населения); те сферы, которые в среднесрочной перспективе останутся под государственным контролем, но где будет усиливаться влияние общественных структур (вопросы развития малого предпринимательства, местного самоуправления), и сферы, где общественное присутствие будет осуществляться в ограниченном объеме (оборона и безопасность). Такая четкая расстановка акцентов в значительной мере снизит уровень недопонимания во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Еще один очень важный вопрос развития общественного сектора, имеющий безусловное значение для государственного строительства республики – создание системы повышения квалификации специалистов в области общественного и государственного управления. Некоторое время назад осуществлялся эксперимент по созданию Государственного института повышения квалификации специалистов Приднестровской Молдавской Республики, в рамках которого предполагалось создание структурного подразделения по вопросам государственного и общественного управления. К сожалению, этот эксперимент приостановлен. Однако эта проблема требует скорейшего решения, т.к. без повышения уровня компетентности руководителей общественных формирований об усилении роли гражданского общества говорить не приходится. Решению актуальных вопросов, как государственного строительства, так и развития гражданского общества, будет способствовать достижение большей информационной открытости министерств, ведомств, государственных администраций, органов местного самоуправления. Реальность такова, что деятельность некоторых сугубо гражданских ведомств Приднестровья по степени закрытости для общественности сегодня сравнима с министерствами силового блока. Чиновники крайне неохотно идут на создание общественных советов и включение представителей общественности в коллегиальные структуры при органах управления. Это очень серьезная проблема, т.к. мировой нормой сегодня является социальная мобильность между гражданским сектором и государственными структурами. Именно из общественных объединений, как правило, черпаются наиболее перспективные кадры для государственных и муниципальных структур, именно в общественных объединениях продолжают свое социальное служение многие чиновники после ухода с государственной службы. Но как наладить эту социальную мобильность, когда между государственными структурами и общественными институтами сегодня существует непроницаемая информационная стена. Доходит до того, что даже региональные советы народных депутатов, которые, казалось бы, плоть от плоти общественные, при рассмотрении вопросов, имеющих принципиальное значение для гражданского общества, отказываются допускать на свои заседания руководителей общественных объединений. Эта ситуация, например,  проявилась при рассмотрении законопроекта «Об Общественной палате Приднестровской Молдавской Республики», предложенного Верховным Советом. Реальность такова, что в настоящее время в системе исполнительных органов государственной власти именно Президент Приднестровской Молдавской Республики является наиболее открытым должностным лицом в информационном плане. Чиновники более низкого уровня, вероятно, считают информационную работу с общественными структурами нестоящей должного внимания. Для того чтобы достигнуть прорыва в информационном взаимодействии, целесообразно задуматься о новых подходах к информационной работе – к примеру, рассмотреть вопрос о создании единого Интернет-портала для органов государственной власти республики, при этом существенную помощь оказало бы тщательное изучение опыта работы пресс-центра Правительства Российской Федерации. Для расширения возможностей институтов гражданского общества действительно  важно способствовать укреплению их материальной базы. Государству надо бы пересмотреть отношение к общественным организациям с точки зрения налогообложения. Общественные объединения не должны платить налог на доходы организации по той же ставке, что и коммерческие структуры. Ведь доходы общественных объединений не могут перераспределяться между учредителями, а должны расходоваться только на благотворительную деятельность и подобные же уставные цели. Таким образом, уравнивая в плане налогообложения общественные структуры с предприятиями, государство лишает себя резерва социального развития и ликвидирует стимулы для экономической деятельности общественного сектора. Последняя могла бы стать составной частью всей экономики Приднестровья. Развитие институтов гражданского общества и осуществление успешного государственного строительства предполагают повышение роли органов местного самоуправления в регулировании социально-экономических процессов. Вероятно, пришло время, по примеру Российской Федерации, четко обозначить, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Это позволило бы повысить самостоятельность региональных советов народных депутатов. Ведь не секрет, что в последнее время городские и районные советы превратились в своеобразные «филиалы» Верховного Совета, которые в своей деятельности действуют в большей степени с оглядкой на парламентариев, чем на волю избирателей. Кроме того, назрела необходимость расширить полномочия органов местного самоуправления в отношении контроля над местными чиновниками. Безответственность местных начальников является причиной многих актуальных проблем. Ведь неэффективная работа управлений ЖКХ, народного образования, социального обеспечения,  транспорта и торговли вызывает у граждан наибольшие нарекания. Вместе с тем, повлиять на работу сотрудников этих  управлений гражданское общество практически не имеет возможности. Если будет введен механизм ответственности госадминистраций перед советами, то возможности влияния народа на нерадивых чиновников существенно расширятся. Было бы целесообразным, чтобы региональные советы получили право объявлять вотум недоверия соответствующему главе администрации и ставить вопрос об его освобождении от должности перед Главой государства. Развитие институтов гражданского общества самым непосредственным образом взаимосвязано с решением вопросов государственного строительства. Сегодня вопрос стоит именно так: если будут эффективно работающие институты гражданского общества – значит, будет успешное развитие государственных институтов. Российская Федерация уже накопила достаточно большой позитивный опыт в реализации этого принципа, которым можно с успехом воспользоваться. Пришло время обратить пристальное внимание на эту тему и Приднестровскому государству.  

Из выступления Олега Смирнова, председателя Патриотической партии на Международном круглом столе «Опыт и перспективы государственного строительства. Приднестровская Молдавская Республика и Российская Федерация: общее и особенное» июнь  2009 г.

 

Семь аргументов в пользу Общественной Палаты
30 января 2009 года на заседании Межпартийного Консультативного совета представители Патриотической партии, Республиканской партии и партии «ЛДПР Приднестровья» одобрили Концепцию создания Общественной Палаты Приднестровской Молдавской Республики.

Документ устанавливает, что Палата станет представительным органом общественных объединений республики. Важнейшей функцией Палаты будет осуществление общественной экспертизы всех значимых законопроектов, затрагивающих вопросы социального и экономического развития Приднестровья. Также, представительный орган, будет отслеживать ход реализации уже принятых нормативных документов.

Авторы Концепции по аналогии со схожими регионами Российской Федерации предлагают сформировать Палату из 44 членов: 22 человека назначаются главой государства из числа граждан, имеющих заслуги перед общественным движением Приднестровья, а другие 22 - избираются на региональных собраниях представителей общественных организаций в соответствии с квотами, установленными Президентом ПМР.

Представители партий считают, что решения Общественной Палаты должны носить рекомендательный характер, но подлежать обязательному рассмотрению государственными структурами, которым они адресованы. Члены общественного представительства должны получить доступ к необходимой информации (в случае, если она не носит закрытого характера). Одним из главных требований к членам Палаты является то, что они участвуют в работе Палаты на общественных началах и не могут занимать должностей в органах государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем расходы на содержание аппарата Палаты (юридическая служба, секретариат) должны предусматриваться в Республиканском бюджете. Предполагается, что сессии Палаты будут проводится 2 раза в год, а в промежутке между ними будут работать профильные комиссии.

Следует отметить, что идея создания Общественной Палаты в Приднестровье имеет как своих сторонников, так и критиков. Однако для членов Исполкома Патриотической партии,  необходимость создания этой важной общественной структуры бесспорна. Вот наши аргументы:
            1. Являясь важным фактором общественного развития, некоммерческие организации могут эффективно функционировать лишь при поддержке государства. В Приднестровской Республике нет целостной и последовательной государственной  политики в области развития общественных объединений, т.к. она формируется различными министерствами, ведомствами и иными административными структурами без должной координации. Сегодня система взаимоотношений государственных институтов и НКО в сфере здравоохранения одна, в области образования и культуры - другая, в экономической отрасли - третья. Между тем, современные стандарты предполагают формирование единых подходов государства к поддержке общественных объединений. Причем определяться эти подходы и конкретные механизмы поддержки общественных объединений должны с учетом мнения самих общественных объединений, а это гораздо легче сделать при наличии единого представительного органа общественных организаций - Общественной Палаты.

2. Общественное движение Приднестровья на современном этапе разрозненно. Существует группа общественных объединений, которые согласовывают свою работу в рамках координационных советов, двухсторонних и многосторонних соглашений, однако большая часть некоммерческих организаций (НКО) редко принимает участие в совместных действиях. Это обусловлено тем, что лидеры общественного движения сегодня недостаточно осознают общие интересы (в области взаимоотношений с государством и бизнесом, в сфере налогообложения НКО, в рамках международной деятельности и т.п.). Создание Общественной Палаты, в которую войдут наиболее авторитетные общественные деятели, и где они будут регулярно обсуждать проблемы развития некоммерческого сектора, создаст условия для осознания и отстаивания общих интересов. Кроме того, необходимость избрания наиболее достойных представителей общественных формирований городов и районов в состав Палаты активизирует взаимодействие общественных объединений между собой.
            3. Недостаточное доверие граждан к власти во многом определяется разрывом между административными структурами и населением. Граждане вполне справедливо обеспокоены принятием законов и указов, логика которых непонятна простому человеку. Вовлечение представителей общественных организаций в законотворчество,  в процесс принятия управленческих решений повысит информированность граждан о деятельности законодательных и исполнительных органов власти, поднимет доверие приднестровцев к своему государству. В то же время, более полный учет общественных настроений в процессе управления республикой повысит качество работы государственных структур, сузит возможности для коррупции и некомпетентного управления.

4. Существующая в Приднестровье мажоритарная система избрания депутатов Верховного Совета относительным большинством голосов привела к тому, что интересы многих компактных групп населения (инвалидов, ветеранов локальных войн, студенчества, индивидуальных предпринимателей и др.) не представлены во властных структурах должным образом. Вследствие этого, информация о необходимости внесения поправок в тот или иной нормативный акт доходит до властей очень медленно. Создание Общественной Палаты, в которой будут представлены лидеры всех основных видов объединений граждан, исправит эту ситуацию. В рамках Палаты представители различных общественных групп смогут не только воздействовать на принятие новых законов, но и проводить экспертизу действующих нормативных актов.

5. Представительные органы общественных объединений есть в большинстве передовых странах мира. Посредством развития связей с аналогичными структурами за рубежом Общественная Палата Приднестровья сможет активизировать контакты между общественными организациями ПМР и других стран. Палата  получит возможность координировать внешнеполитическую работу НКО нашей республики, наладив целенаправленную народную дипломатию по международному признанию Приднестровской Республики.

6. Государственные чиновники зачастую пытаются воздействовать на общественные объединения неправомерными способами. Далеко не каждый руководитель общественной организации осмеливается на то, чтобы защищать интересы своей структуры в суде. В лице Палаты лидеры и активисты общественных структур получат надежного защитника своих интересов, который способен призвать к ответу чиновника за неправомерные действия.
            7. Опыт многих стран мира (в том числе - России, Украины, Молдовы) показывает, что значительную часть социальной работы общественные объединения осуществляют не менее эффективно, чем государственные структуры. Это, в частности, касается культурно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы, правозащитной деятельности, ряда видов образования и благотворительности, координации функций местного самоуправления. Такой подход позволяет более рационально расходовать бюджетные средства, предоставлять населению широкий набор социальных услуг. Так, например, в странах благополучной Европы значительная часть школ и детских садов в малых городах и селах находится под управлением общественных организаций, а такие важные функции как уход за престарелыми и инвалидами полностью делегированы соответствующим НКО. В Приднестровье возможности общественных объединений  для социального развития изучены недостаточно. Требуются научные исследования, которые позволят определить наиболее оптимальное  соотношение государственных и общественных институтов в различных сферах жизнедеятельности. Общественная Палата может выступить в качестве одного из центров таких исследований, а значит внести существенный вклад в разработку стратегии развития нашего общества.
            Таким образом, учреждение Общественной Палаты будет означать переход на новый, более высокий уровень развития всего приднестровского общества.  Ведь Общественная Палата - не только важный атрибут государственности, это свидетельство демократичности государства, готовности властных структур к равноправному диалогу с гражданским обществом во имя будущего республики.

 

Игорь Иваненко, директор НИИ «Стратегия Приднестровья»


 

Российский опыт реализации молодежной политики наиболее приемлем для Приднестровья
17 декабря 2009 года в конференц-зале НИИ «Стратегия Приднестровья» прошел круглый стол на тему «Внедрение Европейской хартии об участии молодежи на местном и региональном уровне: проблемы и перспективы».  Мероприятие было организовано Республиканским молодежным общественным движением «Молодая Энергия» в партнерстве с Научно- исследовательским институтом «Стратегия Приднестровья».
 

На круглом столе присутствовали ведущие молодежные объединения Приднестровья: молодежное крыло ЛДПР-Приднестровья, ММК-НДП «ПРОРЫВ», Республиканское молодежное собрание, ТМПО г. Тирасполь,  молодежная организация «ДИТЯ» г. Бендеры, представители органов государственной власти.

Организаторы круглого стола провели сравнительный анализ молодежной политики, проводимой в Приднестровской республике  и Российской Федерации, так как Россия уже присоединилась к Европейской хартии.

Работа круглого стола проходила по трем блокам. Первый блок был посвящен молодежным СМИ и проблемам информированности молодежи. Ряд молодежных организаций поддержали инициативу молодежного движения «Молодая Энергия» о создании на территории ПМР молодежных информационно- консультативных центров, которые будут предоставлять молодым людям Республики юридическую, психологическую и другую помощь. Самое важное, что в работе этих центров будут принимать участие непосредственно студенты 4-5 курсов, которые уже обладают необходимой базой знаний для предоставления консультативных услуг, опыт работы таких центров уже существует в России.

Второй блок вызвал наиболее бурную дискуссии, так как касался молодежного представительства.  Представители молодежных объединений Приднестровья высказали ряд предложений для активизации молодежи в работе представительных органов. Было также предложено ввести в состав Республиканского молодежного собрания представителей молодежных объединений, а также для поощрения молодых людей участвующих в работе НПО ввести карточку добровольца, в которую будет вноситься стаж работы в общественном объединении, что, в последующем, будет заноситься в общий трудовой стаж.

Третий блок осветил проблемы финансирования государственной молодежной политики, а также грантовую поддержку молодежных организаций. Заведующий центром социально- экономических исследований НИИ «Стратегия Приднестровья» Руслан Юшин предложил ввести систему тендера на проведение различных мероприятий, проводимых государственными органами власти для молодежи.

В заключение круглого стола участники поблагодарили организаторов за возможность высказаться о насущных проблемах молодежи и подтвердили, что российский опыт реализации молодежной политики наиболее приемлем для Приднестровья, а Европейская хартия об участии молодежи на местном и региональном уровне только этому будет способствовать.

Все предложения, высказанные в ходе дискуссии,  поступят в самое ближайшее время в государственные органы, непосредственно занимающиеся реализацией государственной политики в ПМР.


Константин Костенюк, заместитель председателя РМОД «Молодая энергия»


 

Исполнительный Комитет ППП направил обращение в адрес Председателя Верховного Совета ПМР Анатолия Каминского
9 декабря 2009 года Исполнительный Комитет Патриотической партии Приднестровья направил обращение в адрес Председателя Верховного Совета ПМР Анатолия Каминского с предложением о назначении дня проведения очередных выборов в местные органы власти не ранее апреля 2010 года.  

В обращении отмечается, что действующее законодательство четко не регламентирует определенную дату проведения выборов в местные советы.  Это, в свою очередь, дает возможность Верховному Совету ПМР установить дату выборов в местные органы власти, учитывая режим функционирования и результаты деятельности Согласительной комиссии по доработке проекта новой Конституции ПМР.

В обращении ППП также говорится, что принятое решение о дате проведения выборов в местные советы должно учитывать мнение ведущих общественно-политических объединений республики. В связи с этим Верховному Совету ПМР предлагается провести открытое парламентское слушание по этому вопросу.


Пресс-служба ППП


 

О некоторых социокультурных и политических последствиях придания особого статуса Православному вероисповеданию в Конституции ПМР
Из выступления Руководителя Исполнительного комитета ППП Игоря Иваненко с докладом на ежегодной научно-просветительской конференции «Покровские чтения», проходящей в г. Тирасполь 12 - 13 октября 2009 года под патронажем Приднестровского госуниверситета и Тираспольско-Дубоссарской епархии Русской Православной церкви  

Осуществление Конституционной реформы в Приднестровской Молдавской Республике в значительной мере актуализирует предложение, высказанное в рамках Покровских чтений 2008 года и касающееся придания Православному вероисповеданию в Приднестровье особого конституционного статуса. Отдавая себе в полной мере отчет в том, что в сегодняшних политических реалиях Приднестровской Молдавской Республики это предложение имеет в большей мере теоретический характер, постараюсь рассмотреть некоторые социокультурные и политические последствия данного шага в случае его осуществления.

Прежде всего, необходимо отметить, что конституционное закрепление особого статуса за Православным отнюдь не исключает таких фундаментальных либерально-демократических принципов как признание свободы совести и религиозных убеждений, обеспечение равенства традиционных религиозных конфессий. Об этом может свидетельствовать опыт таких традиционно-православных и в тоже время демократических государств как Греция, Болгария и Румыния.

Так, действующая Конституция Греции признает восточно-православную церковь господствующей религией. Основной закон этого государства фиксирует автокефальный статус  греческого Православия. Конституция Болгарии определяет восточно-православное вероисповедание как традиционную религию. Конституция Румынии признает особую историческую роль Православия в судьбе страны.

Справедливости ради, необходимо отметить, что закрепление особого статуса одной из традиционных религий не является спецификой православных стран. К примеру, в Конституции Ирландии сказано: "Государство признает особое положение святой католической апостольской Римской церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством его граждан". В Конституции Королевства Дания говорится: "Евангелическая лютеранская церковь является государственной Датской церковью и содержится государством..." Конституция Республики Исландия  устанавливает: "Евангелическо-лютеранская церковь является государственной церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства".

Закрепление в Конституции страны особого статуса традиционной религии позволяет государству осуществлять довольно внушительный комплекс мероприятий по поддержке традиционного вероисповедания, а значит непосредственно воздействовать на религиозно-духовную сферу жизни страны.

В первую очередь это касается вопросов религиозного просвещения граждан посредством официальной образовательной системы и средств массовой информации. В Германии, например, за доминирующими христианскими церквями признано их представительство в руководящих органах радио- и телекомпаний общественно-публичного статуса, право на участие в экспертизе фильмов для проката, организация основ преподавания религии в школах.

Также этот статус позволяет религиозным организациям рассчитывать на частичное финансирование со стороны государства. В Болгарии, к примеру, Православная Церковь получает годовую субсидию, которая составляет одну шестую - одну восьмую ее общего бюджета. Эти средства идут на реставрацию памятников Православия, являющихся одновременно объектами культурного наследия народа, на строительство новых храмов, на развитие религиозного образования. В Дании и ряде других скандинавских странах практикуется сбор церковного налога, идущего на содержание государственной церкви. Довольно распространены случаи, когда государство стимулирует  благотворительность граждан в пользу организаций традиционных вероисповеданий. В Венгрии каждый гражданин имеет право дать поручение налоговым органам перечислить 1% от суммы своего подоходного налога в пользу определенной религиозной организации.

Также официальный статус традиционной религии позволяет осуществлять духовное окаймление  государственных учреждений здравоохранения, армии, мест заключения и т.п.

Таким образом, международный опыт показывает, что современные страны относятся к принципу отделения институтов церкви от государства очень избирательно. Во многих случаях постулат о необходимости такого отделения входит в противоречие с принципами суверенитета государства и стратегической значимостью духовно-нравственной сферы. Стремясь отстоять свой суверенитет, в том числе и в духовно-нравственной сфере, государства естественным образом стараются сохранить традиционные ценности своих народов, ограничить возможность проникновения в эту сферу чуждых религиозных учений, культов асоциальных явлений. Более того, стремясь расширить свою сферу влияния, государства стимулируют деятельность традиционных для себя религиозных структур за пределами своих стран. Яркий пример этого - ситуация с Бессарабской метрополией в Республике Молдова, конфликт, который в свое время осложнил взаимоотношения Молдовы и Румынии. Еще один пример - активная миссионерская деятельность католической церкви на территории Галиции и ряда других территорий современной Украины.

Ситуация в сфере государственной религиозной политики очень напоминает т.н. режим ядерного разоружения, договоренность о котором существует между ведущими странами. На бумаге все государства признают необходимость сокращения ядерных арсеналов, но в то же время очевидно, что практически все страны ядерного клуба заняты разработкой новых образцов вооружения. В условиях глобального и постиндустриального общества духовно-нравственная сфера жизнедеятельности превращается в пространство, где разворачивается ожесточенная конкуренция между ведущими мировоззрениями и религиозные организации выступают в качестве важнейшего участника этой конкурентной борьбы. Государственные структуры считают своим долгом способствовать укреплению конкурентоспособности традиционных религиозных организаций.

Какие последствия могут ожидать Приднестровскую Молдавскую Республику, если она одной из первых стран постсоветского пространства зафиксирует особый статус Православного вероисповедания в своей Конституции?

Во-первых, это откроет дополнительные возможности для усиления православных начал в системе образования и культуры. Это в свою очередь  внесет существенный вклад в духовно-нравственное и патриотическое воспитание приднестровских граждан. Ведь очевидно, что развитие указанных сфер идет недостаточно динамично, из-за отсутствия общепризнанного духовного стержня. Кроме того, этот шаг позволит создать надежный заслон проникновению сектантских организаций в приднестровское общество.

Во-вторых, республика получит дополнительный простор для осуществления давно назревших преобразований в социальной сфере. При общественной поддержке Православная церковь способна взять на себя нагрузку по осуществлению ряда важных социальных программ, с реализацией которых государство не справляется в должной степени (борьба с детской безнадзорностью, уход за обездоленными людьми, помощь инвалидам и т.п.). Кроме того, являясь крупнейшей общественной организацией Приднестровья, Православная церковь могла бы апробировать технологии негосударственного управления в таких учреждениях как детские дома и приюты, дома для престарелых, школы для инвалидов, библиотеки, летние лагеря, центры общественного питания, пункты помощи работающим матерям и т. п.

В-третьих, Православие способно стать важным идеологическим ресурсом, консолидирующим Приднестровское общество изнутри, препятствующим радикальной культурной и социальной дифференциации. Мировой опыт, а также история нашей страны показывает, что православные ценности являются благоприятной средой для развития социального партнерства и благотворительности. Официальный статус Православия, разделяемого тремя основными этническими группами жителей Приднестровья, еще больше сплотит наше общество, создаст надежный барьер для любых проявлений национализма и ксенофобии.

В-четвертых, придание Конституционного статуса Русскому Православию станет важным проявлением пророссийского геополитического выбора Приднестровья, покажет твердую волю приднестровцев быть вместе с Россией.

В-пятых, этот шаг создаст возможность интегрировать в политическую систему Приднестровья соборные начала, олицетворяемые Русской Православной церковью. Ведь очевидно, что сегодня бюрократические структуры, функционирующие в рамках пресловутой триады разделения властей, не способны решить всех задач динамичного развития республики. Сегодня в Приднестровье возобновилась работа по учреждению Общественной палаты, на которую мы все возлагаем большие надежды. Этот представительный общественный орган может стать воплощением принципов народной соборности, современным в политической сфере.

В-шестых, особый конституционный статус Православия позволит создать государству эффективный механизм ресурсного обеспечения Тираспольско-Дубоссарской епархии РПЦ, которая сегодня является одним из оплотов Приднестровской государственности.

В-седьмых, это вызовет дополнительный интерес и симпатии к нашей республике со стороны значительной части общественности России и других православных государств, которая сегодня также занята поиском оптимальной модели взаимоотношения Православия и государства.

Если говорить о негативных последствиях закрепления в Конституции Приднестровской Молдавской Республики особого статуса Православного вероисповедания, то очевидны следующие: опасность межконфессиональных конфликтов и негативная реакция ряда международных структур (ОБСЕ, Совет Европы и т.п.). В то же время на наш взгляд не стоит их переоценивать. Как известно, свыше 80% жителей Приднестровья идентифицируют себя как православные христиане. Это позволяет полагать, что если рассматриваемый политический шаг и вызовет недовольство со стороны части населения, то масштабы этого недовольства не смогут оказать существенного воздействия на общественно-политическую ситуацию в республике. Относительно возможных укоров международных структур целесообразно отметить следующее. Приднестровская Молдавская Республика в любом случае обречена на осуждение со стороны институтов, выражающих интересы западного сообщества, до тех пор, пока будет реализовывать пророссийский геополитический выбор, и отстаивать традиционные ценности нашего народа. В сложившейся ситуации гораздо полезнее не оглядываться на реакцию заморских советчиков, а решительно укреплять конкурентоспособность собственной общественно-государственной системы, в том числе и за счет поддержки нашей традиционной религии, как это, кстати, делают сами европейские государства.

В любом случае, придание Конституционного статуса Российскому Православию в Приднестровье лишь механизм для осуществления кардинальных общественно-государственных реформ. Поэтому, ответ на вопрос о самой конституционной реформе должен быть сопряжен с ответом на ряд других актуальных вопросов: готовы ли мы сделать все возможное, чтобы жить в государстве, которое решительно поддерживает традиционную религию Приднестровья? Желаем ли мы нести и определенные самоограничения, связанные с особым статусом Православия? Хотим ли мы вносить существенный вклад в развитие Православной церкви не только на уровне государства и общества, но и на уровне своей собственной семьи?

Мы считаем, что необходимо стремиться к однозначно положительным ответам на эти вопросы со стороны нашего общества. В этом состоит одна из главных задач Патриотической партии Приднестровья.


Игорь Иваненко, руководитель Исполнительного комитета

Патриотической партии Приднестровья,

кандидат политических наук


 

Руслан Юшин: Российский опыт антимонопольного регулирования актуален для Приднестровья
На прошлой неделе  Госдума в третьем, окончательном чтении приняла новый закон о торговле. Речь в нем идет, в частности, об ограничениях для крупных розничных сетей. Им запретят контролировать больше четверти регионального рынка. Эта мера необходима для развития конкуренции. Правительство получит также право устанавливать на трехмесячный срок предельную стоимость товаров первой необходимости. Этот механизм будут включать при резких скачках цен. Закон вступит  в силу с февраля будущего года.

          Возможно, сегодня в контексте гармонизации приднестровского и российского конституционных законодательств наступает момент задуматься о корректировке  наших экономических законов и существующей системы их исполнения. Сегодня несовершенство экономического законодательства в сфере антимонопольного регулирования и отсутствия  контроль над ценами на товары первой необходимости  лишает нормального развития   субъектов экономической деятельности в некоторых сегментах экономики и делает плохо управляемым  инфляционный   процесс, что особенно необходимо сегодня во время экономического кризиса.

           Конечно, есть понимание  отсутствия такого колоссального опыта как у России в регулировании данных сфер,   есть некоторая конкретная  недоработка в  нашем атимонопольном законодательстве, но  самое  главное есть и понимание всеми участниками процесса и того, что сегодня  необходимы некоторые изменения в регулировании процессов монополизации и демонополизации некоторых рынков,  а также контроля над ценами на товары первой необходимости в нашей республике. Корректировка системы антимонопольного регулирования в некоторых секторах приднестровской экономики  и выборочного контроля над ценами  приведет к изменению общей экономической ситуации к лучшему, а именно:  увеличится сектор малого бизнеса в республике, произойдет увеличение доходов бюджета, уменьшится безработица и возрастет  занятость, вырастет уровень жизни и покупательная способность населения.


 

Пути повышения правового сознания приднестровцев посредством изучения Основного закона государства
22 декабря 2009 года по инициативе НИИ «Стратегия Приднестровья» состоится круглый стол на тему: «Пути повышения правового сознания приднестровцев посредством изучения Основного закона государства». 

Принять участие в данном мероприятии приглашены представители органов государственной власти, эксперты в области юриспруденции, политологии и социологии, представители ведущих политических партий и общественных организаций, а также молодежных организаций Приднестровья.
Предполагается, что по итогам круглого стола участниками будут выработаны практические рекомендации, необходимые для повышения уровня правового сознания и правовой культуры приднестровцев. Соответствующие документы будут опубликованы в СМИ, а также направлены в компетентные органы государственной власти и местного самоуправления республики.
Мероприятие состоится в 15.00 часов в офисе Приднестровской Республиканской партии.

Аккредитация средств массовой информации для участия в данном мероприятии проводится Пресс-службой ППП по телефонам: 0(533) 5-50-36, 7-33-53


 

« 1 2 ... 41 42 43 44 »

 
 
 


 




Наши проекты







Опрос

Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
 
   
Рейтинг@Mail.ru