С. И. Лебедев, доктор-инженер,
профессор, академик МАЭН РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Концепция Государственной стратегии устойчивого развития базируется на
следующих принципах: - улучшение качества жизни;
- гарантированное здоровье людей;
- удовлетворение основных жизненных потребностей, как
населения, так и будущих поколений;
- борьба с
бедностью;
- рациональные структуры производства и потребления;
- рациональное природопользование;
- сохранение экосистем, защита климата и озонового
слоя;
- обеспечение экологической безопасности;
- устранение всех форм насилия над человеком и
природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида);
- глобальное партнерство.
Устойчивое развитие – категория планетарная, общечеловеческая, относимая
к цивилизации в целом. В отдельно взятой стране оно возможно только в качестве
компоненты устойчивого развития всей цивилизации. Однако в среднесрочном, тем более краткосрочном планах,
переход к устойчивому развитию должен решаться каждой страной самостоятельно. В общем плане переход к устойчивому развитию
предусматривает вывод страны из нынешнего кризиса (что является обязательным
условием), коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации
хозяйственной деятельности и последовательного введения этой деятельности в
пределы емкости экосистем с ориентацией на потребности будущих поколений.
Решение этих задач необходимо осуществлять поэтапно за счет динамично
сбалансированного функционирования триады: природа – общество – хозяйство. С середины 90-х годов в России наблюдается
постоянный рост количества разработанных региональных (в том числе
муниципальных) программ устойчивого развития. В этих программах целевые
установки (устремления) имеют, как правило, региональную конкретизацию и
непосредственно ориентированы на использование имеющихся предпосылок для
стабилизации и улучшения
социально-экономического положения соответствующих территорий. Отмечается, что сложившаяся в РФ экономическая
ситуация и действующие механизмы формирования финансово-экономической базы
регионов и муниципальных образований противодействует реализации стратегий
устойчивого развития. Повсеместно воспроизводится «эгоистичная» модель
поведения не отдельного человека, а территориального сообщества людей, что
вынуждает регионы интенсифицировать эксплуатацию природных ресурсов как
единственного источника формирования бюджета. Кроме этого, практически открытым остается
вопрос о показателях и критериях региональной устойчивости. Рекомендованные Минэкономразвития
РФ методики определения уровня социально-экономического развития регионов (с
целью выявления ассиметрии социально-экономического положения исследуемых
административно-территориальных образований – АТО) не устраняет дефекта
универсального подхода и требуют адаптивной корректировки [1;2;6]. По-нашему мнению, концепция Государственной
стратегии устойчивого развития должна быть обеспечена кодексом законов и межправительственных
соглашений в составе: - о науке и
инновациях - о национальной концепции рационального природопользования - о стратегии привлечения инвестиций, продвижения экспорта,
развития промышленности в составе Зон Свободного Предпринимательства (ЗСП) -о возобновляемой энергии -о стратегии регионального развития
агропромышленного комплекса в разрезе отраслей -о восстановлении и модернизации
профессионального образования (главным образом для сельского населения) -о статусе государственных целевых комплексных
программ (ГЦКП) -о статусе приграничных территорий и
приграничной торговле -о статусе резидентов технопарков иностранных
государств. Основополагающим моментом при разработке
программ различного назначения и уровней управления развития территорий
является формулирование четкого образа и места его будущего в концепции
государственной стратегии устойчивого развития. Образ будущего – это видение региона в четырех
аспектах: экономико-экологическом, общественном, социально-организационном,
научно-техническом. Видение региона в перечисленных аспектах предполагает
построение модели будущего региона как связанной иерархически системы, на
нижнем уровне которой фокусируется сам человек – центральная детерминанта
регионального развития. Образ будущего данной территории (региона) в
перечисленных выше аспектах конкретизируется в миссии, которая, как правило,
является «амбициозным заявлением о намерениях». При этом миссия не обязательно
должна быть амбициозной, но чаще всего несколько завышенная формулировка миссий
является дополнительным стимулом достижения целевых устремлений. Обычно миссия региона определяется ответом на
два вопроса: «Что регион, как часть мирового сообщества,
намеревается предложить окружающей среде (в том числе государству как
надсистеме), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?» «В каком направлении регион намерен
развиваться, каковы его обязательства перед субъектами, входящими в его состав
и формирующими его (перед предприятиями, муниципальными образованиями, перед
социумом вообще и каждым жителем в частности)?» Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать
миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос
определяет предназначение региона самого для себя, позволяет сформулировать
«миссию вовнутрь». Эти миссии
являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивающими
такой метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной
деятельности вносит вклад в осуществление «миссии вовне», осознавая
необходимость ее реализации для обеспечения «миссии вовнутрь» в обмен на
гарантии выполнения притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития
региона. Миссию вовне для территорий
сельскохозяйственного назначения можно сформулировать так: «Устойчивое развитие
региона как национального достояния и гаранта продовольственной безопасности
государства». Миссия вовнутрь (национальное достояние и
гарант продовольственной безопасности государства) должна обеспечивать развитие
региона во всех четырех рассмотренных выше аспектах направления видения. Следует отметить условность такого разделения,
ввиду того, что миссия представляет вектор, направленный в сторону видения,
т.е. достижения запланированного состояния в виде целей и задач. Таким образом, цели региона представляют собой
детализированную до описанного качественными показателями модель состояния
региона, соответствующую его видению [3]. Логическую цепочку построения региональной
модели можно представить в следующей последовательности: видение (это образ) –
миссия (это предназначение) – целевые устремления (это не существующее на
данный момент, но требуемое для реализации миссии идеальное состояние региона)
– цели и задачи (приоритетные бизнес-планы, ЦКП, мероприятия оперативного
назначения). По-нашему мнению, программа устойчивого
развития региона должна состоять из трех основных модулей (блоков): ¾
Модуль А. Целевые
устремления. Стратегические цели и приоритеты устойчивого развития региона на
долгосрочную перспективу (30-50 лет); ¾
Модуль Б. Приоритетные
задачи. Среднесрочная перспектива (5-7 лет); ¾
Модуль В. Программные
мероприятия. Краткосрочная перспектива (от 1 мес. до 5 лет). Реализация такого модульного подхода позволит: - обеспечить преемственность
исполнительной и законодательных региональных властей в региональной
политике по развитию экономики региона;
- вынести из законодательных
актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих
принципиально-методологическое значение (уставы регионов), гармонизировав
(приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное
законодательство;
- гибко подходить к
формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь
на историческом опыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам
развития регионального социально-экономического планирования.
Механизм и инструментарий реализации региональных программ устойчивого развития
регионов должен быть основан на унификации организационных решений разработки и
реализации комплекса целевых государственных программ с единым целевым
назначением, согласованными и взаимосвязанными мероприятиями. В рамках такого подхода необходимо
использование принципов функционально-стоимостного анализа (ФСА). Методология
ФСА предусматривает проведение следующих мероприятий: - логический анализ структуры
рассматриваемой системы: определение причинно-следственных связей между
элементами этой системы и построение идеально-функциональной модели (ИФМ)
системы;
- технико-экономический
анализ структуры рассматриваемой системы разложением ее на относительно
простые элементы (целевой комплексной программы на программы,
подпрограммы, разделы) расчет по ним затрат и построение и реальной
функционально-структурной модели (ФСП);
- сопоставительный анализ
идеальной и реальной моделей системы путем определения затрат на функции с
помощью ФСП, выявление диспропорций между затратами и значимостью
осуществленных мероприятий и на основе этого определение задач и путей совершенствования.
Достоинство ФСА заключается в том, что его
методология позволяет: - проводить оценку затрат на
каждый проект и его мероприятия;
- осуществлять оценку влияния
каждой из региональных программ в системе Государственных целевых
комплексных программ (ГЦКП);
- осуществлять анализ
расходования государственных средств и их влияние на региональные
социально-экономические процессы [4;5].
Целевые устремления устойчивого развития
территории сельскохозяйственного назначения предлагается сформулировать следующим
образом: 1.1.
Переход на
ландшафтно-экологическое земледелие, обеспечивающее сохранение комплексности и
развитие адаптивного растениеводства. 1.2.
Организация
малозатратных подсобных производств по
переработке местных сырьевых ресурсов. 1.3.
Освоение эниоагрономических
технологий, и оборудования, обеспечивающих гарантии экологической чистоты
растениеводческой продукции. 1.4.
Формирование
инновационной инфраструктуры (агротехнопарков, научных и промышленных парков) в
сфере малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств с элементами Зоны
Свободного Предпринимательства (ЗСП). 1.5.
Совершенствование
методологических основ стратегии устойчивого развития региона. В качестве примера приведем перечень
первоочередных задач целевых устремлений 1.1.: 1.1.1. Обследование и документирование земельных, водных и
лесных ресурсов для контурной организации посевных площадей, садов и
виноградников. 1.1.2. Применение теоретических и технологических основ
принципиально новых почвозащитных систем земледелия, обеспечивающих
ресурсо-энергосбережение, охрану окружающей среды. 1.1.3. Развитие ландшафтно-мелиоративных систем земледелия. 1.1.4. Внедрение мобильных автономных роботов и принципов
мостового земледелия в растениеводстве. 1.1.5. Восстановление полезащитных лесополос в составе
садов лечебно-лекарственного назначения. Следует отметить тот факт, что аналогичные
перечни первоочередных задач целевых устремлений 1.2. – 1.5. в настоящее время
уточняются с учетом прогнозных оценок развития науки и техники (особенно в
части применения эниоагрономических технологий, источников возобновляемой
энергии и микроклонального размножения растений для получения безвирусного
посадочного материала) в долгосрочной перспективе [7; 8; 9]. 1. Шовгенов
Т. М. Основные аспекты устойчивости региональных, социально-экономических
систем. - Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru . 2.
Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион,
город. – М.: РАГС, 2001. 3.
Лапыгин Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана
стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005,
№6 4.
Каплан Р.С., Нартон Д.Л. Сбалансированная система показателей. От стратегии к
действию. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес; 2003» 5.
Гайзатуллин Р. Р. Региональная модель оценки эффективности комплексных программ
социально-экономического развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009, №2. 6. Основные положения стратегии устойчивого
развития России/Под ред.А.М.Шелехова.-М.,2002. 7. Рогожин
В.Ю. Эниология.-Р.:Изд.Дом«Энио»,2002. 8. Ханцеверов
Ф.Р. Эниология/Кн.1-10.-М.:МАЭН,1996. 9. Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная
наука и политика России(18-20 вв.). - М.: Энциклопедия Российских
деревень,1995.
|