4 марта 2010
года в третий раз в Республике прошел
Республиканский Форум малого бизнеса в сфере производства и услуг «Лидер 2009».Программа Форума состояла из двух
частей: конференции «Малый бизнес: проблемы и перспективы» и церемонии
награждения победителей Конкурса «Лидер малого бизнеса 2009». К участию в
Форуме были приглашены предприятия производственной сферы и сферы услуг,
индивидуальные предприниматели. Поучаствовать в конференции в роли слушателей
были приглашены и представители Центра социально-экономических исследований НИИ
«Стратегия Приднестровья». На конференции были представлены
доклады, затрагивающие проблемы и перспективы развития малого бизнеса в нашей республике. Среди
наиболее актуальных тем можно выделить
следующие: формирование эффективной системы государственной поддержки
малого предпринимательства в Приднестровье;
зарубежный опыт поддержки малого бизнеса и его эффективность; система развития бизнес-инкубаторов в
различных странах; система делового
образования и центров деловой коммуникации;
организация системы
микрокредитования и гарантийных фондов. Немалое внимание было уделено системе налогообложения, бухгалтерскому учету и финансовой отчетности
в сфере малого бизнеса, вопросам административных барьеров и путям их преодоления. В
результате, после выступления всех участников конференции, наметился целый ряд
факторов, тормозящих развитие малого предпринимательства в Приднестровье, а
именно: - несовершенство законодательства в сфере
малого бизнеса - административные барьеры на пути развития
малого предпринимательства - неразвитость механизмов финансовой, информационной
и методической поддержки малых предпринимателей - отсутствие доступа приднестровских
предпринимателей к программам помощи
малому бизнесу международных финансовых организаций - трудность получения кредитных ресурсов и
высокая процентная ставка - несовершенство и запутанность системы налогооблажения и большой налоговый прессинг
- сложная и запутанная система бухгалтерского учета и финансовой
(налоговой, статистической) отчетности малых предпринимателей
- нехватка квалифицированных кадров и знаний у предпринимателей
- отсутствие надежной социальной защищенности индивидуальных
предпринимателей
- развитие малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и
общественного питания
- высокая арендная плата и
другие. Согласно озвученной на форуме информации,
сегодня сегмент малого предпринимательства в Приднестровье составляет около
9,5% в производстве внутреннего валового продукта. Это несоизмеримо мало в
сравнение с развитыми странами, где доля малых предприятий во внутреннем валовом
продукте достигает от 50% до 60%. В России,
к примеру, доля малого предпринимательства во внутреннем валовом продукте составляет
около 21 %. С одной стороны, данная информация показывает сложность ситуации в
сфере малого бизнеса в Приднестровье, с
другой же, при правильной поддержке со стороны
государства, у малых предпринимателей появляются свободные ниши и отличные
перспективы для развития (повторимся, только лишь при условии
грамотной, рациональной и эффективной государственной поддержки). Сегодня, на
наш взгляд, следует уделить очень серьезное внимание вопросу эффективного
развития малого предпринимательства в Приднестровье.
У малого предпринимательства республики
существует множество проблем, абсолютно
правильно озвученных на конференции, но
решение всех их одновременно в сиюминутном режиме невозможно. Поэтому сегодня четко и правильно необходимо
расставить приоритеты в последовательности решения настоящих проблем. Для улучшения
ситуации в сфере малого предпринимательства республики первоочередными мерами
должны стать справедливый подход к уменьшению налогообложения и создание
механизма финансовой поддержки для начинающих субъектов малого бизнеса в
приоритетных сферах деятельности. Также, на наш взгляд, необходимо выделить малое
предпринимательство республики в отдельный сегмент в рамках Программы антикризисных мер в экономике ПМР на
2009-2010 год. В
прошлом году была принята и продолжает работать сегодня Программа антикризисных
мер в экономике ПМР на 2009-2010 годы. В
данной программе и связанных с ней, измененных после ее принятия законах,
присутствует достаточно конструктивных предложений, действительно помогающих
малому предпринимательству. Однако, на наш взгляд, существуют и определенные
недостатки. Прежде
всего, малое предпринимательство не выделено в отдельный сегмент, и субъекты малого бизнеса
в вопросах получения государственной помощи в рамках антикризисных мер вынуждены
конкурировать с крупными компаниями, что
достаточно сложно. Конечно, приоритет поддержки крупных бюджетообразующих
предприятий неоспорим, но и место малого бизнеса в современном развитии
экономики также весьма важно. Именно поэтому
решение данной проблемы находится в плоскости разделения малого и крупного бизнеса в рамках антикризисной программы, что
повлечет за собой выделение средств,
получение льгот и предоставление преференций
в двух абсолютно разных режимах для малых предпринимателей и крупных
фирм. Такая постановка вопроса станет, с
одной стороны, справедливой позицией государства по отношению ко всем
участникам рынка, ведь сегодня в помощи нуждаются все. С другой стороны –
предложенное будет способствовать эффективной
поддержки малого бизнеса в республике. Особое
внимание также следует уделить налогообложению субъектов малого предпринимательства
на этапе становления фирмы, т.е. в первые два-три года. Сегодня принята поправка в закон о некоторых
особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого
предпринимательства. Данная поправка позволяет освободить от налога на доходы на
три года субъекта малого предпринимательства, работающего в приоритетном
секторе, в случае приобретения им оборудования в течение шести месяцев на сумму
не менее пяти тысяч евро. В принципе норма нужная и действительно эффективная.
Но возникает вопрос: «Что делать с предпринимателями, имеющими отличный
бизнес-проект в сегменте приоритетных видов деятельности, но не имеющими данной
суммы и рассчитывающими на собственное развитие постепенными темпами?». Ведь в
таком случае данная норма ставит в неравные условия тех предпринимателей, кто эту сумму имеет, и тех, у кого она
отсутствует. И третьей, очередной из приоритетных мер по развитию
малого бизнеса, на наш взгляд, должна стать система предоставления льготных
кредитов для начинающих субъектов малого бизнеса. Кредиты должны
предоставляться в приоритетных сферах деятельности с пониженной процентной
ставкой и обеспечиваться со стороны государства или какой-либо иной структуры. Возможно
в форме создания Фонда гарантирования, возможно в форме прямых государственных
кредитов по низкой процентной ставке без обеспечения под грамотные бизнес планы.
Сама схема несущественна, существенен результат, который будет заключаться в
возможности получения лучшими малыми предпринимателями дешевых беззалоговых
денег. В заключение хочется отметить, что
доля малого бизнеса в размере 9,5% во внутреннем валовом продукте страны -
довольно тревожный сигнал для всех
участников рыночных отношений. И поэтому,
сегодня государство должно сделать четкие и эффективные шаги в сфере поддержки
малого бизнеса, потому что именно малый бизнес - основа стабильности и
экономической безопасности государства. Руслан Юшин, заведующий Центром
социально-экономических исследований НИИ «Стратегия Приднестровья»
|