Главная   | Четверг, 25.04.2024, 07:32

Павел Федоров: Стратегия развития и методы стимулирования предприятий малого бизнеса в Приднестровье
12:23
В Приднестровье малое предпринимательство развивается темпами, недостаточными для удовлетворения потребностей экономики в ближайшем будущем. Это связано с основными проблемами, стопорящими развитие нормальных рыночных отношений в целом и малого бизнеса в частности. Для   решения   данных   проблем,   а   также   в   целях обеспечения действенного функционирования и конечного   достижения целей разрабатываемой сегодня региональной программы поддержки малого предпринимательства, в республике должна быть развита инфраструктура поддержки этого важного сегмента экономики.  Особенно это касается муниципального уровня, где до сих пор не заложены необходимые правовые и организационные основы для эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства. В результате чего предприниматели недостаточно информированы в вопросах ведения малого бизнеса,  наличия  существующих объектов,  их местонахождения,    перечня предоставляемых ими услуг. Для ликвидации сложившейся ситуации, на наш взгляд, должна осуществляться необходимая материально-техническая, информационная, технологическая,  консультационная,   маркетинговая,   кадровая, образовательная и финансовая поддержка. В силу этого, для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства следует принять такие меры как:
•    создание регионального центра поддержки малого предпринимательства;
•    создание во всех городах и районах Приднестровья минимально необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающей в себя административную, финансово-кредитную и информационно-консалтинговую деятельность;
•    оказание методической помощи в разработке и реализации муниципальных  программ поддержки малого предпринимательства;
•    создание единой системы информационного обмена между созданными муниципальными фондами и республиканским центром;
•    создание системы подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.
Прежде всего, она должна быть направлена не столько на обеспечение занятости, сколько на подготовку эффективных собственников работодателей, хорошо владеющих основами экономики, маркетинга и менеджмента.  Для этого в республике следует содействовать развитию бизнес-школ, которые будут вести подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонала малых предприятий, а также государственных и муниципальных служащих, работающих в структурах, которые отвечают за развитие малого предпринимательства. Важно и то, что уже сегодня у республики есть удачный пример работы такого рода образовательного центра на базе торгово-промышленной палаты.  Следует всецело поддерживать и сопутствовать деятельности этой структуры со стороны государства.
Очень важным сегодня является создание  регионального  центра  по  защите  прав предпринимателей,  который   будет  оказывать  помощь    по    вопросам лицензирования,   сертификации   товаров   и   услуг,   выхода   из  кризисных ситуаций; всестороннюю поддержку в работе с различными согласующими и контролирующими органами; консультации по вопросам ведения и защиты бизнеса, оптимизации  налогообложения,  маркетингу,   бухучету, бизнес-планированию; помощь в поиске партнеров для ведения бизнеса.
Важным и открытым продолжает оставаться вопрос создания хотя бы одного достойного бизнес-инкубатора. Для этого было бы вполне целесообразно использовать одно из пустующих в Тирасполе или Бендерах зданий, попавших под реприватизацию или всё ещё находящихся в собственности государства, но не используемых для промышленного производства.   Деятельность   бизнес-инкубаторов   позволит   проводить   организационную, консультативную и иную работу с фирмами малого бизнеса, которые действуют в сфере их влияния.  В данном  случае возможно  согласование интересов местных вузов, промышленности и региона    в целом.
Для дальнейшего развития системы бизнес-инкубирования и качественного выполнения возложенных на них задач, рекомендуется:
•    разработать и реализовать дополнительные меры по стимулированию процесса создания и развития бизнес-инкубаторов на республиканском и муниципальном уровнях;
•    рекомендовать органам власти на региональном и муниципальном уровне в интересах малого предпринимательства активно использовать бизнес-инкубаторы в качестве доверительных управляющих неиспользуемым (неэффективно используемым) государством имуществом;
•    внести дополнения в закон ПМР «О некоторых особенностях государственной поддержки малого предпринимательства», предусматривающие обозначение статуса различных элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе и бизнес-инкубаторов;
•    бизнес-инкубаторам необходимо активно осваивать самый широкий спектр услуг, включающих консультирование, обучающие программы, услуги по бухучету, секретарские услуги, предоставление средств коммуникации, программы взаимного кредитования и др.
Только целостное соединение этих мер обеспечит функциональное и действенное  развитие   подобного рода центров.   Вместе  с  тем   необходимо создание принципиально   новых  программ   обучения   предпринимательству, разработка новых форм организации и запуска  малых предприятий, развитие информационных сетей, которые помогут быстро и качественно использовать интеллектуальные, технологические, финансовые и сырьевые ресурсы. Важным направлением работы здесь должно стать создание информационно-аналитического Интернет-сайта, который мог бы осуществлять виртуальное консультирование начинающих предпринимателей. На сайте была бы выложена основная нормативно-правовая база и периодическая аналитика состояния малого бизнеса в регионе, что  однозначно усилило просветительскую деятельность и стало бы решительным шагом вперёд по ликвидации правовой безграмотности в среде начинающих бизнесменов.
Для совершенствования информационной и консультационной поддержки малого предпринимательства, по нашему мнению, следует определить порядок конкурсного отбора организаций, входящих в региональную инфраструктуру поддержки предпринимательства. Это необходимо для осуществления бюджетного финансирования их деятельности по юридическому, аудиторскому, кадровому и маркетинговому обслуживанию субъектов малого предпринимательства.
Не следует забывать и о богатейшем рекреационном ресурсе нашей республики. В этом комплексе кроется большой потенциал для экономического роста приднестровского хозяйства. Туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные виды деятельности, а также гостиничный бизнес - все это может создать благоприятную почву для развития малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что этот рынок услуг в нашей республике на сегодняшний день развит слабо. Ему не уделяется должного внимания ни со стороны правительства, ни со стороны субъектов малого предпринимательства, что в свою очередь обусловлено объективными макроэкономическими факторами, повлиять на которые достаточно сложно в современных внешнеполитических условиях.
В отраслевом разрезе государственную поддержку необходимо направлять малым предприятиям, которые осуществляют свою деятельность в области переработки хозяйственной продукции, народно-художественных промыслов, производства пищевой продукции и других товаров народного потребления. На муниципальном уровне  поддержать следует фирмы, работающие в сфере услуг, социально-медицинской направленности. Что касается географического разреза, то необходимо главным образом поддерживать малые предприятия, функционирующие в северных районах республики, в связи с трудностями организации и функционирования, а также для решения проблемы занятости населения.
Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить борьбе с  разрастанием административных барьеров. В ходе своей производственной деятельности малый бизнес контактирует со многими органами государственного и муниципального управления, а также с финансово-кредитными, регистрационными, лицензирующими, фискальными, контролирующими и правоохранительными структурами. Данные структуры осуществляют регистрацию, лицензирование, систему контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и многие другие операции. В целях устранения административных барьеров, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства в республике необходимо осуществлять действенную практику деятельности межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства и подготовить предложения по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.
Немаловажное значение для развития малого предпринимательства на региональном уровне имеет наличие соответствующего кадрового потенциала, людей, готовых организовать своё дело и работать в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо поднять вопрос о частичном реформировании системы народного образования в Приднестровье. Особое внимание в этой связи необходимо уделить экономическому образованию в школах. Сегодня лишь считанные учебные заведения Тирасполя и Бендер внедрили в свои образовательные программы уроки экономики как элемент профильного обучения. Автор полагает, что министерству просвещения необходимо в кратчайшие сроки создать все  условия для внедрения уже апробированных в лицеях и гимназиях методик экономического образования в учебный процесс всех остальных городских школ. В нашей республике остаётся недооценённым информационно-пропагандистский  ресурс, которым обладают учителя. Ещё со школьной скамьи у молодёжи необходимо формировать предпринимательское мировоззрение, адаптировать их к реальной экономической жизни посредством систематического проведения круглых столов, открытых лекций, семинаров, деловых игр, тренингов, публичных демонстраций документальных фильмов соответствующей специфики, а также организации встреч с реальными преуспевающими бизнесменами.  Только такие меры могут стать стержнем формирования экономико-предпринимательской ментальности нашей молодёжи.  Министерство Просвещения должно  провести  микрореформы, дающие возможность получать учащимся знания, применимые на практике, а не сухой теоретический материал, который остаётся совершенно невостребованным в дальнейшей жизни.  
Реализация предлагаемых мероприятий наверняка поможет существенно увеличить роль малого предпринимательства в экономическом развитии Приднестровья, расширить базу для сбора налогов в бюджет, увеличить объемы производимой продукции и предоставляемых услуг, решить многие социальные проблемы общества, связанные с безработицей, низкими доходами населения и вытекающими отсюда последствиями.
В заключении следует отметить, что приоритетное развитие малого частного предпринимательства не самоцель, а основное условие экономического и социального развития всего Приднестровья. Малое предпринимательство в значительной степени гарантирует политическую стабильность и развитие подлинной демократии через формирование слоя частных собственников и среднего класса.


Павел Фёдоров, соискатель кафедры Экономики и управления народным хозяйством Орловской региональной академии государственной службы при Президенте РФ 
:
Просмотров: 2492 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru