«НЕТ СРОКА ДАВНОСТИ У ПОДВИГА СОЛДАТА» - концерт с таким названием с
огромным успехом прошел 8 мая 2010 года на сцене театра драмы и комедии имени
Н.С. Аронецкой. Cегодня - День памяти и скорби о начале Великой Отечественной
войны 22 июня 1941 года. В связи с этим мы решили еще раз вспомнить о тех
достойных внимания мероприятиях, которые прошли в нашей республике и были
посвящены подвигу нашего героического народа. Наше интервью – с
директором Дворца Республики, Заслуженным деятелем искусств ПМР Ольгой Мосейко. - Ольга
Вадимовна, в майские дни прошло множество мероприятий, посвященных
празднованию 65-й годовщины Великой Победы. В их числе и праздничный концерт на
сцене театра драмы и комедии, который транслировался 1-м Республиканским телеканалом, а потом еще
был показан в записи. Вы – художественный руководитель этого концерта? -
Да, и должна сразу сказать, что эта программа была в буквальном смысле слова
выношена слаженной творческой командой, которая уже много лет действует во
Дворце Республики. Без такой команды поднять сложнейший концерт, который мы
подготовили к юбилею Великой Победы, просто невозможно. - Судя по многочисленным откликам, концерт
произвел на публику сильное впечатление. Говорят о массовости, о цельности
замысла, о высокомпрофессионализме, о душевной теплоте. Хотелось
бы узнать о том, как он создавался. -
На подготовку концерта ушло
практически полгода. Еще в ноябре прошлого года вышел приказ министерства просвещения о
назначении творческих групп по подготовке
юбилейных концертов, посвященных 65-летию Великой Победы и 20-летию
нашей Республики. Нашей команде был
поручен концерт, прошедший 8 мая. И в
соответствии с приказом, уже 21 декабря
у нас была готова концепция этого концерта. - А
кто разрабатывал концепцию? И в чем ее
смысл? -
Разработчиками концепции явились мы вдвоем с главным режиссером Дворца
Республики Ольгой Ивановной Барышниковой. Мы же и стали авторами сценария. - Ваш
творческий тандем давно известен по самым интересным, значимым концертным и
публицистическим программам. У вас всегда идеальное взаимопонимание? Конфликты, споры бывают? -
У нас почти идеальное совпадение мировоззрения в основополагающих взглядах на
жизнь. Наши биографии, при всех различиях, содержат массу аналогий, связанных с
образом жизни времен нашего детства и молодости. К примеру, мы обе – я из
Молдавии, она из Сибири – побывали в пионерском лагере «Артек», причем в одном
и том же лагере Горном. Мы получили одинаковое патриотическое воспитание, обе
прошли школу комсомольского актива. Мы с болью воспринимаем распад нашей
великой страны, хотя прекрасно осознаем, что перемены в обществе были жизненно
необходимы. - Значит,
спорить вам не о чем? -
Спорим мы бесконечно, но эти споры связаны с чисто творческими, а не
идеологическими проблемами. Вот Вы спрашивали, в чем смысл концепции нашего
концерта. Здесь у нас была масса споров, поскольку надо было определить
основной стержень, на котором бы держался весь каркас. И этим стержнем стала музыка - ЖИВАЯ
музыка, без фонограмм! Но
при этом мы пришли к идее театрализованного концерта, который идет без
объявления номеров, а связками между номерами служат поэтические тексты. - А
музыкальное наполнение концерта было определено уже в концепции? - Да, в основном. Дело в том, что концерт нами задумывался
изначально как монументальная композиция с большим количеством участников, в их
числе наши государственные коллективы -
симфонический оркестр, хор, ансамбль «Виорика», а также сводный детский хор,
вокальный ансамбль «Овация» из Дубоссар, танцевальный центр «Экспрессия»,
солисты. Но
Вы спросили о музыкальном наполнении. Вся сложность заключается в том, что для
подготовки музыкальной программы необходим нотный материал, соответствующий
тематике концерта. А такого материала для государственных коллективов у нас в Республике нет, если не считать
нескольких произведений в нотной библиотеке симфонического оркестра. - И
какой выход вы нашли? -
Мы сразу же, еще в период разработки концепции, обратились к руководителям
наших государственных коллективов. К
счастью, в библиотеке ГСО имеется великая Седьмая «Ленинградская» симфония Д.
Шостаковича, масштабный фрагмент из которой – «Эпизод нашествия» – вошел в
программу концерта. В нотном арсенале оркестра есть еще несколько военных
песен, которые мы включили, а вот знаменитый военный вальс К.Молчанова Григорию
Мосейко пришлось искать в чужих нотных библиотеках. У нас почти
сразу был задуман Пролог, который начинался с трансляции на экран мемориального
списка приднестровцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Но
поскольку это требовало затемнения сцены, музыкальное сопровождение
симфонического оркестра исключалось. А от фонограмм, как я уже сказала, мы
отказались. - Какое решение вы приняли? - Хор без
сопровождения может петь без нот
практически в темноте. И главный хормейстер государственного хора Татьяна
Твердохлеб решила поставленную задачу. Через своих коллег, живущих за пределами
Приднестровья, она раздобыла изумительную по красоте и очень сложную по технике
исполнения хоровую партитуру знаменитой песни Яна Френкеля «Журавли»,
подготовила отличного солиста Андрея Семенкова
из числа артистов хора и обеспечила
в прологе тот необходимый уровень
эмоционального потрясения, который был нами задуман изначально. - Вашей
замечательной находкой многие считают участие в программе сводного детского
хора, да еще совместно с Государственным хором, да еще и в сопровождении
симфонического оркестра. Как вы к этому пришли? -
В концепцию концерта мы заложили масштабный финал, который начинался со
знаменитого фрагмента из «Реквиема» Д. Кабалевского, написанного именно на тот
состав, о котором Вы сейчас говорили. Татьяна
Твердохлеб взялась за подготовку сводного детского хора, который вместе с профессиональным
хором начал репетировать этот фрагмент. Кроме того, она настояла на том, чтобы
в обязательную программу Республиканского конкурса хоровых коллективов детских
музыкальных школ, который проходил в марте, была включена песня А. Бабаджаняна
«Имена», вошедшая в программу нашего концерта.
- Эти
произведения, которые Вы сейчас
называли, исполнялись с оркестром. Для
них нотный материал тоже добывали за пределами страны? - Здесь задача оказалась сложнее, поскольку ни
в одной из нотных библиотек, куда обращался главный дирижер ГСО Григорий
Мосейко, не оказалось нужных партитур. Но поскольку в концепции концерта эти
произведения играли ключевую роль, маэстро сам написал оркестровые аранжировки
– поверьте, это огромный труд, требующий мастерства и обширных музыкальных
познаний. - Вот
это настоящий энтузиазм! И все в вашей
команде так работали? - Все без
исключения. У нас в программе всего несколько произведений взяты из имеющегося
репертуара. Абсолютное большинство номеров – это так называемый «социальный
заказ», то есть они создавались специально для этого концерта в соответствии со
сценарным замыслом. - Интересно
услышать примеры… -
Пожалуйста! Танцевальная картинка «На привале» была придумана и поставлена в ансамбле «Виорика»
балетмейстером Игорем Чобану.
Музыкальной основой номера стала
знаменитая песня «Смуглянка», которую спел наш молодой тенор Олег Хереску, а
блестящий аккомпанемент обеспечило трио баянистов – Евгений Пономаренко,
Татьяна Корень и Сергей Корень. Другой пример
– популярная военная песня В. Соловьева-Седого «Соловьи», которую по нашей
просьбе подготовил молодежный ансамбль из Дубоссар «Овация» под руководством талантливого
руководителя и подлинного энтузиаста Ольги Дубаевой. Мы поручили им очень сложную задачу – спеть
эту песню на несколько голосов и без аккомпанемента. Необходимых нот также не
было, и О. Дубаева сама сделала
многоголосную обработку, прозвучавшую свежо и трогательно. В прологе у нас был
задуман видеоролик – возложение цветов к Мемориалу воинской славы в
Тирасполе. В качестве живого музыкального фона мы выбрали песню из
кинофильма «Офицеры», которая должна была звучать задушевно, под гитарный
аккомпанемент. И эту песню по нашей
просьбе специально разучил и исполнил подполковник ЧКВ Вадим Барышников. Более
того, мы сделали предварительную звукозапись
его исполнения этой песни для того, чтобы точно уложить метраж видеоролика в
метраж живого звучания. И еще хочу
отметить отличную работу балетмейстера Светланы Касьяновой, создавшую со своими
юными артистами из танцевального центра «Экспрессия» волнующую картинку предвоенного выпускного
бала, в которой драматически соединились щемящая, тревожная вальсовая музыка Кирилла Молчанова в
исполнении симфонического оркестра, кружащиеся юные пары и вой сирены, прерывающей бал. - Вы
действительно проделали огромную работу… - Понимаете, концерт такого масштаба требует колоссального
напряжения всех сил: создать концепцию, написать сценарий, организовать процесс
творческого созидания новых номеров,
обеспечить техническое исполнение сценарного замысла и, наконец,
организовать огромную массу исполнителей для проведения репетиций и самого
концерта. - Техническое
исполнение замысла подразумевает звук, свет… - Не
только. Прежде всего – оформление сцены.
От этого зависит львиная доля успеха. Я думаю, что наш главный художник
Владимир Перекрестенко тонко уловил
общую направленность замысла и создал тот великолепный сценический антураж, в
котором музыкально-поэтическое содержание концерта буквально высветилось и
получило дополнительный подтекст. К техническому
обеспечению можно отнести и видеоролики, содержание которых было расписано в
сценарии буквально по кадрам. В их изготовлении нам очень помог директор ТВ ПМР Игорь Никитенко, предоставивший
техническую базу и видеоархив. Но творческое наполнение этих видеороликов
обеспечивал наш режиссер Анатолий Ястреб. Он с такой сердечностью подбирал
кадры кинохроники, что мы все при первых просмотрах не могли сдержать
слез. А сколько
мастерства и души вложили в подготовку концерта наши звукорежиссеры! Валерий Морозов и Дмитрий Зинченко в этом
концерте не «крутили фанеру», поскольку вся музыка шла в живом исполнении. Но
они сделали все возможное для качественного
озвучивания той огромной массы исполнителей, которая заполняла
сцену. И благодаря их находкам в зале
звучал набатный колокол, пели птицы, выла сирена, грохотала канонада
праздничного салюта. - А
как вы сумели организовать такую массу исполнителей? Кстати, сколько артистов
участвовало в концерте? - Триста
пятьдесят человек. Вы задали очень важный вопрос, поскольку организационные
моменты в таких случаях играют важнейшую роль. Мы приняли решение предоставить
транспорт Дворца Республики для доставки детей-хористов на репетиции и концерт,
составили жесткий график репетиций и такой же жесткий график работы нашего
транспорта, поскольку надо было доставлять в театр все государственные
коллективы со всем их огромным реквизитом… -
Действительно, большие сложности - ведь концерт проходил не на вашей сцене. - У нас была
налажена исключительно четкая работа административной группы. Тяжелый и
громоздкий процесс по организации всей работы для обеспечения нормальной
деятельности творческого состава возглавила Юлия Короленко, мой заместитель.
Она была назначена главным координатором концерта, и с этой работой справилась,
по общему мнению, блестяще. - А с
работниками театра вы сотрудничали в подготовке концерта? - Разумеется,
очень тесно - в техническом обеспечении концерта нам оказывали постоянное
содействие, иногда требовавшее редкостной оперативности. И хотя у нас были большие проблемы, связанные с проведением
параллельных репетиций – театр готовил премьерный спектакль, а военный оркестр
репетировал парад, мы сумели скоординировать наши действия, и подготовить
концерт. -
Ольга Вадимовна, большое Вам спасибо за интервью. Ваша команда действительно проделала огромную
работу по подготовке концерта, который так взволновал зрителей. Мы все видели
слезы на лицах тех, кто находился в зале. Желаем Вам и команде Дворца
Республики дальнейших творческих успехов. Лариса Скурихина
|