Знание
– сила, так шаблонно иногда говорим мы, даже не задумываясь: почему – сила. Еще
в конце 18 века сложилось такое представление о воспитательных возможностях
университетского образования: наука имеет мощный духовно-нравственный
потенциал, поскольку дает импульс к развитию разума, а именно в разуме заложена
высокая нравственная сила. Поэтому неудивительно, что именно университеты
испокон веков были центрами не только научной мысли, но и социальной жизни,
очагами национального образования.
В Приднестровье такой очаг
зажегся 1 октября 1930 года – 80 лет тому назад. В этот день в Тирасполе был
создан Молдавский институт народного
образования. В первом учебном году приступили к занятиям 203 человека на пяти
факультетах. Сегодня подготовка специалистов ведется по 73 специальностям
высшего образования, 11 - среднего образования, 3 рабочим профессиям. По всем
уровням образования обучаются около 12 тысяч человек.
В составе университета – 4
института (Институт языка и литературы, Институт истории, государства и права,
Инженерно-технический и Военный институты), 8 основных факультетов. Действуют Рыбницкий
филиал и Бендерский политехнический филиал, 100 кафедр, 5 НИИ, включающих 34
научно-исследовательские лаборатории, Ботанический сад,
Культурно-просветительский центр, спортклуб «Рекорд», 4 музея и обсерватория
университета. В своем нынешнем виде Приднестровский госуниверситет венчает всю
систему образования республики, является частью образовательного пространства
региона.
В далекие тридцатые институт
только встраивался в систему народного образования МССР, переживая
многочисленные преобразования и переименования.
Как рассказывает старший
преподаватель, заведующий Музеем истории ПГУ Владимир Хохлов, в 1933 году Институт народного образования
был преобразован в Молдавский педагогический институт с четырехлетним сроком
обучения. В марте 1939 года в ознаменование 125-летия со дня рождения Т.Г.
Шевченко вузу присвоено имя великого украинского поэта и художника.
К сороковым годам в институте
уже работали 10 кафедр. Но с началом Великой отечественной войны вуз вынужден
был переехать в город Бугуруслан Чкаловской области. Из институтских аудиторий
ушли на фронт многие преподаватели, сотрудники и студенты вуза. На фронтах
погибли 2 преподавателя и более 30 студентов пединститута. Среди павших за
Родину – преподаватели И.Е. Борисюк, С.В. Василатий, студенты П. Ракул, И.
Фрейдкин, А. Маньковский, И. Платон и другие.
В августе 44-го сразу после
освобождения институт был переведен в Тирасполь. К своему 30-летию институт
стал крупным региональным учебным и научным центром.
«Были проведены теоретические и
научно-практические конференции профессорско-преподавательского состава и
студентов, посвященные юбилею вуза и столетию со дня рождения выдающегося
земляка – ученого-химика, академика Н.Д. Зелинского. В 60-е годы ТГПИ им. Т.Г.
Шевченко становится крупным региональным учебно-методическим и научным центром
Молдавии. В институте ежегодно проводились практические конференции, в которых
принимали участие учителя средних школ из городов и сел МССР. Открылся
планетарий, работали агробиостанция, научные лаборатории, начали
функционировать юношеская физико-математическая школа, научное общество студентов
и учащихся, клуб путешественников», - рассказывает Владимир Хохлов.
К девяностым годам каждый
четвертый учитель в советской Молдавии был выпускником Тираспольского
пединститута – так он к тому времени назывался. За 60 лет вуз подготовил более
30 тысяч преподавателей. В этом возрасте для вуза наступил переломный этап
развития.
«В сентябре 1990 года
Постановлением Временного Верховного Совета ПМССР в Тирасполе был учрежден
государственно-корпоративный университет для подготовки квалифицированных кадров
как для народного образования, так и для различных отраслей народного хозяйства
Приднестровья. 25 декабря 1990 года начались учебные занятия на четырех
факультетах ТГКУ (историко-юридическом, экономическом, физико-техническом и
технологическом, аграрно-экологическом). Важно отметить, что в университете
начали работать известные ученые, представители научно-педагогической
интеллигенции, вынужденные
прервать преподавательскую деятельность в вузах Молдовы», - говорит заведующий
Музеем истории ПГУ.
25 июня 1992 года в разгар
агрессии, развернутой националистами Молдовы против народа Приднестровья,
руководство ПМР приняло решение о слиянии двух вузов – Тираспольского
государственного педагогического института им. Т.Г. Шевченко и Тираспольского
государственно-корпоративного университета Приднестровского региона. На их базе
был создан Приднестровский государственно-корпоративный университет им. Т.Г.
Шевченко. В июне 1997 г. в связи с изменением статуса вуз переименован в
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. С 1996 г.
ректором университета является доктор физико-математических наук,
действительный член РАЕН, профессор С.И. Берил.
В семидесятилетний юбилей указом Президента Игоря Смирнова за
достигнутые успехи в деле подготовки
молодых студентов ПГУ награжден Орденом Республики. В 2005 – в год
75-летия орденом «Трудовая Слава». Тогда же вуз был аттестован Федеральной
службой по надзору в сфере образования и науки России. ПГУ снова подтвердил
соответствие качества образования государственным образовательным стандартам
России.
«Образовательную деятельность мы
ведем в русле российской образовательной системы. Все учебные планы ПГУ
приведены в полное соответствие с государственным стандартом высшего
образования РФ. Выпускникам университета вместе с дипломом выдается сертификат
соответствия данного документа аналогичному диплому аккредитованных высших
учебных заведений РФ», - отмечает первый проректор ПГУ Наталья Куниченко.
Приднестровский государственный
университет подписал договоры с девяносто восьмью высшими
научно-образовательными учреждениями России, Украины, Беларуси, Болгарии,
Молдовы, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Абхазии, США. Сотрудничает с вузами Болгарии, Китая,
Тайваня, Казахстана, Армении. Большая часть (около 60-ти) партнеров ПГУ
являются крупными российскими научно-образовательными центрами.
«Наш университет сотрудничает с
такими ведущими российскими вузами как Московский госуниверситет им.
Ломоносова, Московский государственный технический университет им. Баумана,
Российский университет дружбы народов, МГИМО, Российский государственный
торгово-экономический университет, Московская Медицинская Академия им. Сеченова
и другие», - рассказывает проректор по международным связям ПГУ Михаил Кушаков.
Кроме того, развивается
плодотворное сотрудничество и с украинскими вузами, такими как Киевский
национальный университет им. Тараса Шевченко, Киевским национальным
экономическим университетом, Херсонскими государственным университетом и
национальным техническим университетом.
Положительные итоги деятельности
ПГУ на международной арене, высокий авторитет университета и качество
образования отмечают и многочисленные гости вуза, и постоянные партнеры.
«Если бы были какие-то сомнения,
наши партнеры не открыли бы здесь свои национальные центры. А так у нас на базе
университета был создан Центр русского языка и российской культуры, помощь в
его оснащении предоставило правительство Москвы. Работает Центр «Русский мир».
Помимо этого в ПГУ действуют Центр французской культуры, Центр украинской
культуры, Центр болгарской культуры, Центр молдавского языка», - подчеркнул
Михаил Кушаков.
В
настоящее время ведутся переговоры о создании новых национальных центров.
Важным достижением международного сотрудничества ПГУ является вхождение и
участие университета в работе ассоциаций вузов. То Ассоциация российских вузов,
Евразийская ассоциация университетов, Ассоциация строительных вузов, Ассоциация
юридических вузов, Ассоциация технических университетов.
На современном этапе в развитых
странах университет рассматривается как социальный институт, который неразрывно
связан с экономикой и должен отвечать особенностям рыночного производства. Для
того чтобы уровню индустриально развитых стран соответствовал не только вуз, но
и студенты, госуниверситету пришлось вносить коррективы в систему подготовки
учащихся.
«Сегодня мы очень тесно
сотрудничаем с работодателями в плане подготовки специалистов. Это выгодно и
самим предприятиям, и студентам и нашему вузу. Первые смогут под их контролем взрастить
специалистов с необходимыми знаниями и определенным опытом работы. А учащиеся и
университет могут быть уверены, что студенты после окончания вуза смогут найти
достойную работу», - отмечает Наталья Куниченко.
Первый проректор сетует, что
материально-техническая база не всегда соответствует тем задачам, которые
должен решать вуз. Если с библиотечным фондом – крупнейшем в республике, дело
обстоит относительно благополучно, то, например, только один диагностический прибор
для медфакультета стоит 7 тысяч долларов. А таких нужен не один. И в
оборудовании нуждаются многие факультеты. Часть денег поступает от
государства, вторую часть составляют
средства от платы за обучение. Кстати, она меньше, чем в России и Украине. И
это не единственная социально направленная поддержка учащихся.
«В стенах учатся 145 детей
льготной категории, в нашем студенческом общежитии, где проживает около тысячи
человек, одни из самых низких цен на проживание в регионе. Ряд студентов,
наиболее отличившихся получают стипендию ректора, президентскую стипендию, а
также стипендию мэра Москвы», - рассказывает проректор по молодежной политике Валентина Ени.
Студенческая жизнь в
университете насыщенная. Постоянно проводятся мероприятия спортивной, патриотической, культурно-массовой и
духовной направленности. Ведь университетское образование предполагает
воспитание личности, способной не просто адаптироваться, а активно
взаимодействовать с обществом. Личности, которой небезразлична судьба своего
государства.
Много лет в университете
проводятся игры КВН, мероприятия ко Дню студента, на Татьянин день. Ребята
выезжают на различные международные форумы, принимают участие в заседаниях
профсоюзных студенческих ассоциаций, активно позиционируют себя, свой вуз, свою
республику.
«Наши проблемы – студенчества и молодежи ничем не отличаются от
проблем в других странах. Мы на всевозможных форумах их открыто обсуждаем. Но
наши ребята понимают, что мы еще очень молоды: нашей республике только 20, а университету только 80. И все наши
проблемы будут последовательно решаться», - говорит председатель профсоюза
студентов ПГУ Инна Чурсина.
Любой
университет может только тогда гордиться своими успехами, если ему удалось не
просто дать стандартный набор знаний, а воспитать социально активную личность,
способную отстаивать свои позиции на основе ясного понимания сути происходящего
в обществе. Что как не университетская среда может вырастить такую личность.
«Среда, атмосфера университета –
это мощное явление, которое формирует современного специалиста высшей
квалификации, обладающего высоким уровнем профессиональной и общекультурной
компетенции, твердой социально-ориентированной позицией и сформировавшейся
системой ценностей. Мы растим молодую личность, мы формируем будущее на двадцать
лет вперед», - подчеркивает Валентина Ени.
«Именно таков наш сегодняшний университет: молодой, энергичный, уверенный в себе. Университет, который считает своим высшим
приоритетом ценности знания, ценности мировой и национальной культуры, духовно-нравственные
ценности, хранящий историко-культурные традиции республики и университета,
обеспечивающий преемственность в воспитании студенческой молодежи», -
утверждает ректор университета, профессор Степан Берил.
В свои восемьдесят
Приднестровский государственный университет, бережно храня истоки, все же молод
и нацелен в будущее.
По материалам ИА "Ольвия пресс"
|