О необходимости государственного подхода
к сфере малого предпринимательства говорилось давно. Занятые малым бизнесом
заявляли, что устали один на один бороться с многочисленными трудностями и
препятствиями на пути осуществления деятельности, и что нужна цельная
продуманная система господдержки. Как сообщили СМИ, в рамках антикризисных
мероприятий министерством экономики была разработана Государственная
программа развития и поддержки малого предпринимательства в Приднестровской
Молдавской Республике на 2010-2012 годы и в двадцатых числах марта она
поступила на рассмотрение парламента. В конце сентября депутаты
проголосовали за принятие этой программы в окончательном чтении, и 22 октября
она была подписана Президентом ПМР.
Однако при прочтении Программы создается
впечатление, что разработана она была ранее, чем заявлялось: цифры, которыми
оперируют разработчики, относятся к 2007-2008 годам. А с тех пор в
социально-экономическом положении республики произошли некоторые изменения, в
частности, случился мировой кризис, который больно ударил по бюджетообразующим
крупным предприятиям и по наполнению бюджета. Это вероятно, и стало
катализатором внесения, рассмотрения и принятия данной программы.
«Малое предпринимательство – значительное
и сложное явление социально-экономической жизни Приднестровской Молдавской
Республики, получило развитие как субъект экономики в последние семнадцать
лет», - отмечается в преамбуле документа.
С тем, что малый бизнес
явление у нас значительное, думается, согласятся немногие. Уж больно низок
процент занятых в этой сфере от общего числа экономического активного
населения. По данным на 2009 год, в Приднестровье зарегистрировано более 4,8
тысяч малых предприятий. Кроме того, 10,5 тысяч индивидуальных предпринимателей
осуществляют свою деятельность по патенту. Всего же по данным на начало 2010
года в этой сфере занято порядка 22 тысяч приднестровцев. На аналогичную дату
2009 года эта цифра равнялась 27 тысячам. Эксперты назвали данное уменьшение
следствием экономического кризиса. Снизилась объемы продаж, а за этим и
прибыль малых предпринимателей.
Но это, если можно так
сказать, «точечные» проблемы, которые решаются такими же мерами. Гораздо более
серьезно тормозят развитие малого бизнеса системные проблемы. Как неоднократно
отмечал вице-президент Торгово-промышленной палаты ПМР Юрий Ганин, это
недостаток финансово-кредитных ресурсов, несовершенство законодательства и
налоговой системы, налоговый пресс, административные барьеры, отсутствие
практики доступа к программам технической помощи международных финансовых
организаций. Кроме того, есть еще и препоны поменьше: высокая арендная плата,
отсутствие рынка лизинговых услуг, низкий уровень предпринимательской культуры.
Принятая
Государственная программа как раз призвана определить основные направления
развития и государственной поддержки малого предпринимательства. Как
подчеркивается в документе, он направлен на устранение таких проблем развития
малого бизнеса как несовершенство правовой базы, недостаточность стартового
капитала, трудность получения кредитных ресурсов, сложность в подборе
квалифицированных кадров, наличие административных барьеров, недостаток
объективной информации о конъюнктуре рынка.
То есть, основная цель
Программы – создание стабильных и благоприятных условий для развития малого
предпринимательства, увеличения объема продукции и услуг, трудоустройства
граждан, создания конкурентной среды. В целом для экономики реализация пунктов
Программы должна послужить укреплению доходной части бюджета, повышению доли
производимых субъектами малого предпринимательства товаров, работ, и услуг в
валовом внутреннем продукте, стабилизация и укрепление экономики. Для того
чтобы эти строчки стали явью, запланирован целый рад мероприятий.
По
мнению вице-президента Союза промышленников, аграриев и предпринимателей,
заместителя председателя Совета СПАПП, Юрия Чебана, высказанному в беседе с корреспондентом
«Ольвия-пресс», здесь следует обратить особое внимание на изменение отраслевой
структуры малого бизнеса.
На
сегодняшний день большинство субъектов малого предпринимательства заняты
торговлей и общественным питанием: почти 79% от их общего числа. Промышленным
производством заняты лишь 2% малого бизнеса, сельским хозяйством – 5,7%,
строительством –1,1%, жилищно-коммунальным хозяйством – 0,08%.
Понятно,
что для предпринимателей занятие торговлей и общественным питанием является
наиболее привлекательным: степень оборачиваемости и мобильность торгового
капитала велики. Но торговые лавки и увеселительные учреждения проблем
экономики и рынка труда не решат. По мнению Юрия Чебана, необходимо создать все
условия, чтобы малый бизнес по возможности максимально участвовал в программе
импортозамещения. Проще говоря, чтобы те промышленные и сельскохозяйственные
товары, которые можно производить здесь, на месте производил малый бизнес.
Внутренний рынок должен насыщаться товарами отечественного производства.
По мнению специалистов, как и в
отраслевой структуре, необходимо изменить ситуацию и с неравномерным
распределением субъектов малого бизнеса по территории республики. Как отмечают
в минэкономики, в основном, субъекты малого предпринимательства концентрируются
в городах Тирасполь, Бендеры и Рыбница. Например, в столице сосредоточено 42%
от общего числа зарегистрированных малых предприятий. В Дубоссарском и Григориопольском
районах – по 5%, в Каменском – только 3%. Конечно, немалую роль в этом играет
соотношение численности городского и сельского населения и распределение
платежеспособного спроса, но есть еще и такие факторы, как уровень развития
торговой инфраструктуры, и наличие необходимых условий для развития. То
есть, в преимущественно сельских районах немного наторгуешь, а занятие сельским
хозяйством, как видно из цифр, не является особо популярным среди малого
бизнеса.
То, что малое предпринимательство не
представлено в сырьевых и фондообразующих отраслях, по мнению специалистов в
первую очередь определяется нехваткой или отсутствием средств у потенциальных
предпринимателей.
Для того чтобы решить эту проблему, Программой
предлагается финансовую поддержку малого предпринимательства осуществлять
путем создания Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства в ПМР.
При этом государственное поручительство за счет средств Фонда будет
предоставляться субъектам малого предпринимательства, действующим в приоритетных
сферах. В их числе – производство, переработка и реализация продовольственных,
промышленных товаров, сельхозпродукции, организация внутреннего туризма,
переработка вторичного сырья, оказание жилищно-коммунальных услуг населению,
инновационная деятельность и ряд других.
Кроме того, развитие малого
бизнеса невозможно без создания на республиканском и муниципальном уровнях
специализированной целостной инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства.
Как отмечается в Программе, субъекты
малого предпринимательства из-за ограниченности собственных ресурсов и других
специфических особенностей не в состоянии на равных конкурировать с более
крупными компаниями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и
инвестициям, маркетинг, исследование конъюнктуры рынка, обучение кадров,
приобретение современных технологий, получение и анализ информации.
Поэтому под инфраструктурой малого
предпринимательства понимается именно система организаций, оказывающих
содействие субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. В их
числе содействие в обеспечении необходимым современным оборудованием и
технологиями, определение доли и размещение заказов на производство и поставку
продукции для государственных нужд среди субъектов малого предпринимательства и
другое.
Выполнение данной задачи, по мнению
министерства экономики, должен взять на себя орган государственной власти,
«обеспечивающий регулирование и контроль, разработку и применение рациональных
механизмов использования бюджетных средств, выделенных на поддержку малого
предпринимательства». Эта же структура должна являться государственным
заказчиком комплексных республиканских, территориальных, отраслевых программ
развития и поддержки малого предпринимательства.
Помогать в этом должны общественные
объединения предпринимателей, например, советы по малому предпринимательству,
созданные из представителей предпринимательской общественности при
исполнительных и законодательных органах власти ПМР. А также отраслевые
территориальные и республиканские объединения предпринимателей и
Торгово-промышленная палата ПМР. Разработчиками Программы утверждается, что
успешность хода реализации всего нормативного документа в целом во многом
зависит от взаимодействия названных государственных и общественных структур.
Пока сфера развития
малого предпринимательства в Приднестровье невелика. За последние несколько лет
оно не оказало существенного влияния на состояние экономики. Однако решение
этой проблемы необходимо, отмечают в минэкономики, так как развитие малого
предпринимательства в социальном аспекте – это занятость населения, улучшение
качества жизни приднестровцев, обеспечение жителей необходимыми им товарами и
услугами, формирование среднего класса и демократических институтов
гражданского общества, реализация общереспубликанских социальных программ.
По материалам ИА "Ольвия-пресс"
|