СТРАТЕГИЯ ПРИДНЕСТРОВЬЯ информационно-аналитический портал

Главная

Главная » Архив материалов
«Развитие института прав человека в самоопределившихся государствах»

«Развитие института прав человека в самоопределившихся государствах» - так называлась Международная научно-практическая конференция, которая прошла в Приднестровском государственном университете 10 декабря. День проведения конференции выбран не случайно: именно 10 декабря 1948 года Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Этот международный акт стал отправной точкой борьбы за уважение прав, свобод и достоинства личности. В нем впервые закреплен перечень основных прав в современном обществе, что стало важным этапом развития международного права. Всеобщая декларация прав человека является основным источником права, образцовой моделью, и была положена в основу разработки отдельных положений Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Организаторами конференции выступили Межпарламентская Ассамблея государств-участников «За демократию и права народов», Верховный Совет ПМР, Министерство юстиции ПМР, Уполномоченный по правам человека в ПМР/ Центральная избирательная комиссия ПМР, ПГУ им. Т.Г. Шевченко и Институт истории, государства и права.

В состав Президиума конференции вошли: Президент Приднестровской Молдавской Республики И.Н. Смирнов, Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и Председатель Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников сообщества «За демократию и права народов» А.В. Каминский, ректор ПГУ С.И. Берил, защитник прав человека Нагорно-Карабахской Республики Ю.Э. Айрапетян, Уполномоченный Президента Республики Южная Осетия по правам человека Д.Г. Санакоев, Уполномоченный по правам человека при Президенте Республики Абхазия Г.А. Отырба, Уполномоченный по правам человека в ПМР В.А. Калько, Министр юстиции ПМР С.М. Степанов и ректор Российского государственного торгово-экономического университета С.Н. Бабурин. В зале присутствовали представители дипломатических миссий, аккредитованных в Республике Молдова, и научного сообщества Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики и Республики Южная Осетия, а также ученые, эксперты и общественные деятели из России, Украины и Молдовы.

В рамках работы конференции ее участники обсуждали вопросы прав и свобод человека как высшей социальной ценности общества и государства, состояние и динамику института прав человека, проблемы правовой регламентации прав человека в самоопределившихся государствах, а также возможности реализации и защиты избирательных прав в условиях международной непризнанности.

Ректор Приднестровского государственного университета С.И. Берил отметил, что ПГУ уже не первый раз проводит подобную международную конференцию по правам человека. Цель – обратить внимание мировой общественности на практику двойных стандартов, применяемых в отношении народов признанных и непризнанных государств. Также ректор подчеркнул, что наш университет проводит последовательную и систематическую работу по утверждению права приднестровского народа на самоопределение, создание собственного государства, свободный выбор пути развития и права на достойную жизнь.

В своем выступлении Президент ПМР И.Н. Смирнов представил информацию о видах, истории развития и  об основных правах человека, а также напомнил, что права человека вненациональны и внетерриториальны. Было отмечено, что ряд мировых политических институтов применяет двойные стандарты в отношении нашей республики и других самоопределившихся государств, мотивируя это юридической непризнанностью и ничего не делая для их признания. С.И. Смирнов подчеркнул, что главным является не теоретическая разработка прав и свобод человека,  а создание необходимых условий, гарантий и механизмов их реализации в практической сфере.

Представители Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики и Республики Южная Осетия  выступили с сообщениями о системе механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека в своих государствах.

Также в конференц-зале ПГУ прошел «круглый стол» « Права и свободы человека как высшая социальная ценность общества и государства».

Итогом конференции стало принятие Обращения к главам Парламентов стран СНГ, стран Евросоюза, Уполномоченным по правам Человека, Миссии ОБСЕ.

 

По материалам официального сайта ПГУ им. Т.Г. Шевченко


 

Выборы не внесли ясности

Прошедшим в парламент Молдавии партиям предстоит составить коалиции.

Третьи менее чем за два года парламентские выборы в Молдове так и не внесли ясности в запутанную политическую ситуацию в этой республике. Коммунисты получили чуть более 39% голосов, Либерально-демократическая партия – 29%, Демократическая партия – 13%, Либеральная партия – 10% голосов избирателей. В мандатах это будет выражаться следующим образом – ПКРМ – 42 депутата, ЛДПМ – 32, ДПМ – 15, ЛП – 12 депутатских мест.

Это означает, что ныне правящий Альянс за европейскую интеграцию будет иметь лишь ненамного больше мест, чем имел (то же самое относится к коммунистам), и будет в состоянии вновь избрать спикера и премьера, но не сможет выбрать президента. Действительно, прежде у ПКРМ было 48 мандатов, а у Альянса – 53, теперь 42 и 59 соответственно. Для назначения премьера нужен 51 голос, для избрания президента – две трети от 101 депутата – то есть 61 голос.

Что это означает для Молдовы? Продлится ли политический кризис, в результате которого страна уже более года живет без полноценного президента (спикер Гимпу – лишь исполняет обязанности главы государства)? Прежде, чем ответить на этот вопрос, обратимся к тому, как проходила избирательная кампания.

Она стартовала почти сразу после провала референдума 5 сентября по конституционным изменениям, когда избирателям предлагалось высказаться за или против избрания президента не парламентом, а всенародным голосованием. Референдум не состоялся по причине низкой явки избирателей. Это стало очевидным поражением правящего Альянса, поскольку он сделал ставку именно на референдум и на изменение порядка избрания президента. Напротив, провал голосования был воспринят как явная удача коммунистов, агитировавших против.

Однако, как выясняется теперь, ПКРМ радовалась рано. В ходе избирательной кампании ее противники сделали выводы из своего унизительного поражения на референдуме, и смогли резко активизироваться. Наиболее успешным игроком оказался премьер Влад Филат. В отличие от Михая Гимпу, который оказался в центре скандалов и ожесточенной полемики из-за своей нескрываемой прорумынской и антикоммунистической позиции, Филат позиционировал себя как вменяемый и спокойный кризисный менеджер. Он установил рабочий контакт со своим российским коллегой Владимиром Путиным, зарекомендовал себя положительно во время ликвидации последствий наводнения нынешним летом, а, главное, не испугался наладить прямой диалог с главой Приднестровья Игорем Смирновым и даже посетить Тирасполь – пусть и неофициально. Неслучайно его партия получила второе место, существенно улучшив свой результат по сравнению с прошлым годом.

Также хорошо провел кампанию Марианн Лупу, лидер Демпартии. В течение прошлого года он также не вовлекался в скандалы, поскольку был обделен при раздаче правительственных постов, и не смог избраться президентом. Лупу держался несколько отстраненно от коллег по Альянсу, особенно от Михая Гимпу, и призывал к сдержанности и к улучшению отношений с Россией. Это также принесло свои дивиденды в виде резкого увеличения числа голосов, поданных за его партию. Не забудем, что вторым номером в списках Демпартии был Влад Плахотнюк, один из крупнейших молдавских олигархов, ранее бывший спонсором Воронина, а ныне финансировавший кампанию Лупу.

Либеральная партия Михая Гимпу смогла удержаться в парламенте, хотя и ухудшила свои показатели. Четвертый член Альянса – "Молдова ноастрэ" Серафима Урекяну – не получил и трех процентов и остался за бортом.

Самым любопытным обстоятельством выборов стало то, что к дележу пирога избирателями были допущены опять те же самые партии, что и в 2009 году. Ни одна из новых сил не смогла и близко подойти к рубежу хотя бы в 1%! Это говорит о некой устойчивости нынешней партийной системы. Также стоит отметить огромные ошибки при экзит-поллах, которые проводились на этих выборах. Разница между их данными и реальными результатами составляла порой более десяти процентов!

Год с небольшим правления Альянса ознаменовался довольно громкими внешне – и внутриполитическими событиями, но малыми изменениями в социально-экономической сфере. Можно сказать, что члены Альянса не оправдали значительной части ожиданий своих избирателей, но в то же время и не слишком сильно разочаровали их. Резкого ухудшения в экономике не произошло, а национально ориентированная публика может быть довольна заявлениями Гимпу. С другой стороны, коммунисты не смогли предложить действительно актуальной повестки дня. Их лидер – по-прежнему Владимир Воронин, человек вчерашнего дня. То, что они не могут выдвинуть свежую фигуру, говорит о том, что ПКРМ – партия вождистского типа, страдающая кадровым застоем, отсутствием новых привлекательных идей. Основа ее программы – спекуляция на ностальгии части избирателей, и на их страхах перед объединением с Румынией. Любопытно заметить, что отношение России к Воронину эволюционировало от резкой борьбы с ним на выборах 2005 года, до фактической его поддержки в нынешнюю кампанию, когда в последние ее дни ряд российских телеканалов оказывал ему информационное содействие.

Теперь все четыре партии, прошедшие в парламент, стоят перед выбором – какие коалиции составить. Наиболее логичной представляется комбинация из трех партий Альянса – ЛДПМ, ДПМ и ЛП. Но, во-первых, их голосов все рано не хватит для избрания президента, во-вторых, позиция Демпартии сильно отличается от позиций ее союзников, поэтому поговаривают о ее возможной смене партнеров и переходе к союзу с компартией. Ведь Лупу претендует на президентский пост, ускользнувший от него в прошлом году. Однако сейчас его амбиции могут столкнуться с амбициями либерал-демократов или либералов. А Воронин готов отдать ему это кресло.

Однако даже в случае союза ДП и ПКРМ они все равно не наберут 61 голоса. Впрочем, самые последние заявления Марианна Лупу, скорее, свидетельствуют о том, что союза с компартией не будет. Но означает ли это повторение прошлогоднего варианта – наличие легитимных спикера и премьера, и исполняющего обязанности президента, коим вполне может остаться Гимпу?

Думается, что на этот раз коммунисты не захотят опять отдавать в руки националиста такую серьезную власть, и "подкинут" пару-тройку голосов для избрания того же Лупу. При таком раскладе Влад Филат останется премьером, а Гимпу – в лучшем случае просто спикером. В любом случае возвращение к власти коммунистов представляется маловероятным, хотя исключать его тоже нельзя.

По материалам интернет-журнала «Новая Политика»


 

Научная элита: «Геноцид человечества, ставший причиной политического суда в Нюрнберге, не должен повториться"

24 ноября в актовом зале ПГУ им. Т.Г. Шевченко состоялась международная научная конференция "Суд истории - суд народов. К 65-летию Нюрнбергского процесса". Международный трибунал рассматривал дела бывших руководителей гитлеровской Германии с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Историческое и общественное значение этого процесса было отмечено историками, политологами, юристами в ходе двух пленарных заседаний конференции.

От имени президента И. Н. Смирнова участников научного форума приветствовала помощник Президента по вопросам науки, образования и культуры Е.В. Бомешко. Ректор С.И. Берил, в свою очередь, пожелал собравшимся плодотворной работы.
Одним из почетных гостей университета стал Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Молдове В.И. Кузьмин. Его доклад "Уроки Нюрнберга для современной Молдовы" задал высокую планку для остальных выступающих.

В ходе работы конференции участники озвучили несколько интерпретаций результатов Нюрнбергского трибунала, раскрыли новые подробности, обсудили несостоятельность ревизии этого процесса. Не раз в докладах поднималась проблема фальсификации истории. Но вся научная элита России, Украины, Молдовы и Приднестровья сошлась в одном мнении - геноцид человечества, ставший причиной политического суда в Нюрнберге, не должен повториться в нашем мире. И вся мировая общественность обязана ставить во главу интересов доктрину Юлиуса Фучика: "Люди, будьте бдительны!".

 

По материалам официального сайта ПГУ им. Т.Г. Шевченко


 

Парламент Приднестровья принял главный финансовый закон республики на 2011 год

Как сообщает ИА REGNUM , 24 ноября, состоялось последнее заседание нынешнего состава Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики. На заседании депутаты приняли в третьем, окончательном, чтении главный финансовый закон - бюджет на 2011 год.

Основные утвержденные параметры следующие: доходы республиканского бюджета - 1 764 874 167 рублей ПМР, расходы - 3 634 710 817 рублей ПМР (1 рубль РФ = 0,31 рубля ПМР). Как отметил председатель Верховного совета Анатолий Каминский, несмотря на существенный дефицит представленного бюджета на 2011 год, удалось сформировать расходную часть таким образом, чтобы обеспечить гарантию социальных выплат - заработных плат, пенсий, пособий.

В законе о бюджете также прописано, что заработная плата работников бюджетной сферы, за счет корректировки расчетного уровня минимальной заработной платы, увеличится к концу года на 12%, то есть на уровень инфляции. Кроме того, принят в окончательном чтении бюджет Государственного пенсионного фонда, в расходной части которого заложено поэтапное увеличение пенсий.

Принятые законодательные инициативы в ближайшие дни будут направлены на подпись президенту и вступят в силу с 1 января 2011 года.

По материалам ИА «Регнум»


 

Малому бизнесу обещана государственная поддержка


О необходимости государственного подхода к сфере малого предпринимательства говорилось давно. Занятые малым бизнесом заявляли, что устали один на один бороться с многочисленными трудностями и препятствиями на пути осуществления деятельности, и что нужна цельная продуманная система господдержки. Как сообщили СМИ, в рамках антикризисных мероприятий  министерством экономики была разработана Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике на 2010-2012 годы и в двадцатых числах марта она поступила на рассмотрение парламента. В конце сентября  депутаты проголосовали за принятие этой программы в окончательном чтении, и 22 октября она была подписана Президентом ПМР. 

Однако при прочтении Программы создается впечатление, что разработана она была ранее, чем заявлялось: цифры, которыми оперируют разработчики, относятся к 2007-2008 годам. А с тех пор в социально-экономическом положении республики произошли некоторые изменения, в частности, случился мировой кризис, который больно ударил по бюджетообразующим крупным предприятиям и по наполнению бюджета. Это вероятно, и стало катализатором внесения, рассмотрения и принятия данной программы.

«Малое предпринимательство – значительное и сложное явление социально-экономической жизни Приднестровской Молдавской Республики, получило развитие как субъект экономики в последние семнадцать лет», - отмечается в преамбуле документа.

С тем, что малый бизнес явление у нас значительное, думается, согласятся немногие. Уж больно низок процент занятых в этой сфере от общего числа экономического активного населения. По данным на 2009 год, в Приднестровье зарегистрировано более 4,8 тысяч малых предприятий. Кроме того, 10,5 тысяч индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность по патенту. Всего же по данным на начало 2010 года в этой сфере занято порядка 22 тысяч приднестровцев. На аналогичную дату 2009 года эта цифра равнялась 27 тысячам. Эксперты назвали данное уменьшение следствием экономического кризиса.  Снизилась объемы продаж, а за этим и прибыль малых предпринимателей.

Но это, если можно так сказать, «точечные» проблемы, которые решаются такими же мерами. Гораздо более серьезно тормозят развитие малого бизнеса системные проблемы. Как неоднократно отмечал вице-президент Торгово-промышленной палаты ПМР Юрий Ганин, это недостаток финансово-кредитных ресурсов, несовершенство законодательства и налоговой системы, налоговый пресс, административные барьеры, отсутствие практики доступа к программам технической помощи международных финансовых организаций. Кроме того, есть еще и препоны поменьше: высокая арендная плата, отсутствие рынка лизинговых услуг, низкий уровень предпринимательской культуры.

 Принятая Государственная программа как раз призвана определить основные направления развития и государственной поддержки малого предпринимательства. Как подчеркивается в документе, он направлен на устранение таких проблем развития малого бизнеса как несовершенство правовой базы, недостаточность стартового капитала, трудность получения кредитных ресурсов, сложность в подборе квалифицированных кадров, наличие административных барьеров, недостаток объективной информации о конъюнктуре рынка.

То есть, основная цель Программы – создание стабильных и благоприятных условий для развития малого предпринимательства, увеличения объема продукции и услуг, трудоустройства граждан, создания конкурентной среды. В целом для экономики реализация пунктов Программы должна послужить укреплению доходной части бюджета, повышению доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров, работ, и услуг в валовом внутреннем продукте, стабилизация и укрепление экономики. Для того чтобы эти строчки стали явью, запланирован целый рад мероприятий.

По мнению вице-президента Союза промышленников, аграриев и предпринимателей, заместителя председателя Совета СПАПП, Юрия Чебана, высказанному в беседе с корреспондентом «Ольвия-пресс», здесь следует обратить особое внимание на изменение отраслевой структуры малого бизнеса.

На сегодняшний день большинство субъектов малого предпринимательства заняты торговлей и общественным питанием: почти 79% от их общего числа. Промышленным  производством заняты лишь 2% малого бизнеса, сельским хозяйством – 5,7%, строительством –1,1%, жилищно-коммунальным хозяйством – 0,08%.

Понятно, что для предпринимателей занятие торговлей и общественным питанием является наиболее привлекательным: степень оборачиваемости и мобильность торгового капитала велики. Но торговые лавки и увеселительные учреждения проблем экономики и рынка труда не решат. По мнению Юрия Чебана, необходимо создать все условия, чтобы малый бизнес по возможности максимально участвовал в программе импортозамещения. Проще говоря, чтобы те промышленные и сельскохозяйственные товары, которые можно производить здесь, на месте производил малый бизнес. Внутренний рынок должен насыщаться товарами отечественного производства.

По мнению специалистов, как и в отраслевой структуре, необходимо изменить ситуацию и с неравномерным распределением субъектов малого бизнеса по территории республики. Как отмечают в минэкономики, в основном, субъекты малого предпринимательства концентрируются в городах Тирасполь, Бендеры и Рыбница. Например, в столице сосредоточено 42% от общего числа зарегистрированных малых предприятий. В Дубоссарском и Григориопольском районах – по 5%, в Каменском – только 3%. Конечно, немалую роль в этом играет соотношение численности городского и сельского населения и распределение платежеспособного спроса, но есть еще и такие факторы, как уровень развития торговой инфраструктуры,  и наличие необходимых условий для развития. То есть, в преимущественно сельских районах немного наторгуешь, а занятие сельским хозяйством, как видно из цифр, не является особо популярным среди малого бизнеса.

То, что малое предпринимательство не представлено в сырьевых и фондообразующих отраслях, по мнению специалистов в первую очередь определяется нехваткой или отсутствием средств у потенциальных предпринимателей.

Для того чтобы решить эту проблему, Программой предлагается  финансовую поддержку малого предпринимательства осуществлять путем создания Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства в ПМР. При этом государственное поручительство за счет средств Фонда будет предоставляться субъектам малого предпринимательства, действующим в приоритетных сферах. В их числе – производство, переработка и реализация продовольственных, промышленных товаров, сельхозпродукции, организация внутреннего туризма, переработка вторичного сырья, оказание жилищно-коммунальных услуг населению, инновационная деятельность и ряд других.

 Кроме того, развитие малого бизнеса невозможно без создания на республиканском и муниципальном уровнях специализированной целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.

Как отмечается в Программе, субъекты малого предпринимательства из-за ограниченности собственных ресурсов и других специфических особенностей не в состоянии на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и инвестициям, маркетинг, исследование конъюнктуры рынка, обучение кадров, приобретение современных технологий, получение и анализ информации.

Поэтому под инфраструктурой малого предпринимательства понимается именно система организаций, оказывающих содействие субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. В их числе содействие в обеспечении необходимым современным оборудованием и технологиями, определение доли и размещение заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд среди субъектов малого предпринимательства и другое.  

Выполнение данной задачи, по мнению министерства экономики, должен взять на себя орган государственной власти, «обеспечивающий регулирование и контроль, разработку и применение рациональных механизмов использования бюджетных средств, выделенных на поддержку малого предпринимательства». Эта же структура должна являться государственным заказчиком комплексных республиканских, территориальных, отраслевых программ развития и поддержки малого предпринимательства.

Помогать в этом должны общественные объединения предпринимателей, например, советы по малому предпринимательству, созданные из представителей предпринимательской общественности при исполнительных и законодательных органах власти ПМР. А также отраслевые территориальные и республиканские объединения предпринимателей и Торгово-промышленная палата ПМР. Разработчиками Программы утверждается, что успешность хода реализации всего нормативного документа в целом во многом зависит от взаимодействия названных государственных и общественных структур.

Пока сфера развития малого предпринимательства в Приднестровье невелика. За последние несколько лет оно не оказало существенного влияния на состояние экономики. Однако решение этой проблемы необходимо, отмечают в минэкономики, так как развитие малого предпринимательства в социальном аспекте – это занятость населения, улучшение качества жизни приднестровцев, обеспечение жителей необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общереспубликанских социальных программ.

По материалам ИА "Ольвия-пресс"


 

Конференция «Суд истории – Суд народов. К 65-летию Нюрнбергского процесса» пройдет 24 ноября на базе ПГУ им. Т.Г. Шевченко
65 лет назад мировое сообщество нашло в себе силы и мужество завершить победу над фашизмом законным правосудием, вошедшим в историю как «Нюрнбергский трибунал» – первый в истории человечества международный суд. Нюрнбергский трибунал, создав прецедент подсудности высших государственных чиновников международному суду, опроверг средневековый принцип «короли подсудны только Богу». Именно с Нюрнбергского процесса фактически началась история международного уголовного права. Принципы, закрепленные в Уставе Трибунала, вскоре были подтверждены решениями Генеральной Ассамблеи ООН как общепризнанные принципы международного права. Вынеся обвинительный приговор главным фашистским преступникам, Нюрнбергский трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера.


Отмечая исключительную историческую и юридическую важность Нюрнбергского трибунала, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко проводит международную научную конференцию «Суд истории – Суд народов. К 65-летию Нюрнбергского процесса», которая состоится 24 ноября 2010 г. в конференц-зале университета (Тирасполь, ул. 25 Октября 128, корпус 1, 2 этаж).

Организаторы:

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Посольство Российской Федерации в Республике Молдова, Приднестровский научно-исследовательский институт стратегического анализа и прогнозирования, Институт истории, государства и права ПГУ, Приднестровский филиал Института стран СНГ.

Состав участников:

На конференцию приглашаются представители исторической, политологической и юридической наук Приднестровья, России, Украины, Молдовы, работники Верховного Суда и Прокуратуры ПМР.

Предполагается обсуждение следующих вопросов:

 – Нюрнбергский трибунал и его историческое значение;
 – «Нюрнберг» – «война» на скамье подсудимых;
 – Нюрнбергский процесс в отражении современной историографии;
 – Нюрнбергский процесс – важный этап в развитии международного уголовного права;
 – Правовое наследие Нюрнбергского трибунала;
 – Нюрнбергский процесс и его роль в становлении механизмов защиты прав человека;
 – Место и роль советской стороны обвинения на Нюрнбергском процессе;
 – Итоги Нюрнбергского процесса и современные фальсификаторы его принципов и ценностей;
 – Международные трибуналы по Руанде, Югославии, специальный суд по Сьерра-Леоне и их юрисдикция;
 – Отражение нюрнбергских принципов в Римском статуте Международного уголовного суда;
 – Востребованность и международное значение Международных народных трибуналов в постновейшее время;
 – От Нюрнберга до Гааги: требование времени – международное правосудие без «двойных стандартов»;
 – Нюрнбергские идеи сегодня в контексте борьбы с экстремизмом, неонацизмом и международным терроризмом;
 – Осуждение Международным общественным трибуналом военной агрессии РМ против Приднестровья.

Начало работы конференции – 10-00.


Оргкомитет конференции обращается ко всем заинтересованным лицам с приглашением принять участие в конференции (проезд за счет отправляющей стороны, проживание и питание за счет принимающей стороны). Также по заявленной тематике принимаются доклады и сообщения в электронном виде (объемом не более 10 страниц), которые будут включены в планируемый сборник. Срок приема докладов и сообщений – до 20 декабря 2010 г.


Требования к оформлению текстов:

Объем – до 10 стр., шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – полуторный, сноски – в конце текста. Обязательно укажите Ф.И.О.; страну и город; ученую степень, звание, должность; контактную информацию (тел., e-mail).
Тексты докладов и сообщений просим высылать по адресу: ПГУ им. Т.Г.Шевченко (Тирасполь) – Научно-исследовательский институт стратегического анализа и прогнозирования, Илья Николаевич Галинский, Михаил Николаевич Кушаков
E-mail – igal45@mail.ru; cri724282@mail.ru; lira_pmr@ bk.ru
Тел.: +10 373 533 79571; +10 373 533 79585; + 10 373 533 79450

 

По материалам интернет-сайта ПГУ им. Т.Г. Шевченко


 

Павел Федоров: Стратегия развития и методы стимулирования предприятий малого бизнеса в Приднестровье
В Приднестровье малое предпринимательство развивается темпами, недостаточными для удовлетворения потребностей экономики в ближайшем будущем. Это связано с основными проблемами, стопорящими развитие нормальных рыночных отношений в целом и малого бизнеса в частности. Для   решения   данных   проблем,   а   также   в   целях обеспечения действенного функционирования и конечного   достижения целей разрабатываемой сегодня региональной программы поддержки малого предпринимательства, в республике должна быть развита инфраструктура поддержки этого важного сегмента экономики.  Особенно это касается муниципального уровня, где до сих пор не заложены необходимые правовые и организационные основы для эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства. В результате чего предприниматели недостаточно информированы в вопросах ведения малого бизнеса,  наличия  существующих объектов,  их местонахождения,    перечня предоставляемых ими услуг. Для ликвидации сложившейся ситуации, на наш взгляд, должна осуществляться необходимая материально-техническая, информационная, технологическая,  консультационная,   маркетинговая,   кадровая, образовательная и финансовая поддержка. В силу этого, для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства следует принять такие меры как:
•    создание регионального центра поддержки малого предпринимательства;
•    создание во всех городах и районах Приднестровья минимально необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающей в себя административную, финансово-кредитную и информационно-консалтинговую деятельность;
•    оказание методической помощи в разработке и реализации муниципальных  программ поддержки малого предпринимательства;
•    создание единой системы информационного обмена между созданными муниципальными фондами и республиканским центром;
•    создание системы подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.
Прежде всего, она должна быть направлена не столько на обеспечение занятости, сколько на подготовку эффективных собственников работодателей, хорошо владеющих основами экономики, маркетинга и менеджмента.  Для этого в республике следует содействовать развитию бизнес-школ, которые будут вести подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонала малых предприятий, а также государственных и муниципальных служащих, работающих в структурах, которые отвечают за развитие малого предпринимательства. Важно и то, что уже сегодня у республики есть удачный пример работы такого рода образовательного центра на базе торгово-промышленной палаты.  Следует всецело поддерживать и сопутствовать деятельности этой структуры со стороны государства.
Очень важным сегодня является создание  регионального  центра  по  защите  прав предпринимателей,  который   будет  оказывать  помощь    по    вопросам лицензирования,   сертификации   товаров   и   услуг,   выхода   из  кризисных ситуаций; всестороннюю поддержку в работе с различными согласующими и контролирующими органами; консультации по вопросам ведения и защиты бизнеса, оптимизации  налогообложения,  маркетингу,   бухучету, бизнес-планированию; помощь в поиске партнеров для ведения бизнеса.
Важным и открытым продолжает оставаться вопрос создания хотя бы одного достойного бизнес-инкубатора. Для этого было бы вполне целесообразно использовать одно из пустующих в Тирасполе или Бендерах зданий, попавших под реприватизацию или всё ещё находящихся в собственности государства, но не используемых для промышленного производства.   Деятельность   бизнес-инкубаторов   позволит   проводить   организационную, консультативную и иную работу с фирмами малого бизнеса, которые действуют в сфере их влияния.  В данном  случае возможно  согласование интересов местных вузов, промышленности и региона    в целом.
Для дальнейшего развития системы бизнес-инкубирования и качественного выполнения возложенных на них задач, рекомендуется:
•    разработать и реализовать дополнительные меры по стимулированию процесса создания и развития бизнес-инкубаторов на республиканском и муниципальном уровнях;
•    рекомендовать органам власти на региональном и муниципальном уровне в интересах малого предпринимательства активно использовать бизнес-инкубаторы в качестве доверительных управляющих неиспользуемым (неэффективно используемым) государством имуществом;
•    внести дополнения в закон ПМР «О некоторых особенностях государственной поддержки малого предпринимательства», предусматривающие обозначение статуса различных элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе и бизнес-инкубаторов;
•    бизнес-инкубаторам необходимо активно осваивать самый широкий спектр услуг, включающих консультирование, обучающие программы, услуги по бухучету, секретарские услуги, предоставление средств коммуникации, программы взаимного кредитования и др.
Только целостное соединение этих мер обеспечит функциональное и действенное  развитие   подобного рода центров.   Вместе  с  тем   необходимо создание принципиально   новых  программ   обучения   предпринимательству, разработка новых форм организации и запуска  малых предприятий, развитие информационных сетей, которые помогут быстро и качественно использовать интеллектуальные, технологические, финансовые и сырьевые ресурсы. Важным направлением работы здесь должно стать создание информационно-аналитического Интернет-сайта, который мог бы осуществлять виртуальное консультирование начинающих предпринимателей. На сайте была бы выложена основная нормативно-правовая база и периодическая аналитика состояния малого бизнеса в регионе, что  однозначно усилило просветительскую деятельность и стало бы решительным шагом вперёд по ликвидации правовой безграмотности в среде начинающих бизнесменов.
Для совершенствования информационной и консультационной поддержки малого предпринимательства, по нашему мнению, следует определить порядок конкурсного отбора организаций, входящих в региональную инфраструктуру поддержки предпринимательства. Это необходимо для осуществления бюджетного финансирования их деятельности по юридическому, аудиторскому, кадровому и маркетинговому обслуживанию субъектов малого предпринимательства.
Не следует забывать и о богатейшем рекреационном ресурсе нашей республики. В этом комплексе кроется большой потенциал для экономического роста приднестровского хозяйства. Туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные виды деятельности, а также гостиничный бизнес - все это может создать благоприятную почву для развития малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что этот рынок услуг в нашей республике на сегодняшний день развит слабо. Ему не уделяется должного внимания ни со стороны правительства, ни со стороны субъектов малого предпринимательства, что в свою очередь обусловлено объективными макроэкономическими факторами, повлиять на которые достаточно сложно в современных внешнеполитических условиях.
В отраслевом разрезе государственную поддержку необходимо направлять малым предприятиям, которые осуществляют свою деятельность в области переработки хозяйственной продукции, народно-художественных промыслов, производства пищевой продукции и других товаров народного потребления. На муниципальном уровне  поддержать следует фирмы, работающие в сфере услуг, социально-медицинской направленности. Что касается географического разреза, то необходимо главным образом поддерживать малые предприятия, функционирующие в северных районах республики, в связи с трудностями организации и функционирования, а также для решения проблемы занятости населения.
Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить борьбе с  разрастанием административных барьеров. В ходе своей производственной деятельности малый бизнес контактирует со многими органами государственного и муниципального управления, а также с финансово-кредитными, регистрационными, лицензирующими, фискальными, контролирующими и правоохранительными структурами. Данные структуры осуществляют регистрацию, лицензирование, систему контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и многие другие операции. В целях устранения административных барьеров, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства в республике необходимо осуществлять действенную практику деятельности межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства и подготовить предложения по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.
Немаловажное значение для развития малого предпринимательства на региональном уровне имеет наличие соответствующего кадрового потенциала, людей, готовых организовать своё дело и работать в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо поднять вопрос о частичном реформировании системы народного образования в Приднестровье. Особое внимание в этой связи необходимо уделить экономическому образованию в школах. Сегодня лишь считанные учебные заведения Тирасполя и Бендер внедрили в свои образовательные программы уроки экономики как элемент профильного обучения. Автор полагает, что министерству просвещения необходимо в кратчайшие сроки создать все  условия для внедрения уже апробированных в лицеях и гимназиях методик экономического образования в учебный процесс всех остальных городских школ. В нашей республике остаётся недооценённым информационно-пропагандистский  ресурс, которым обладают учителя. Ещё со школьной скамьи у молодёжи необходимо формировать предпринимательское мировоззрение, адаптировать их к реальной экономической жизни посредством систематического проведения круглых столов, открытых лекций, семинаров, деловых игр, тренингов, публичных демонстраций документальных фильмов соответствующей специфики, а также организации встреч с реальными преуспевающими бизнесменами.  Только такие меры могут стать стержнем формирования экономико-предпринимательской ментальности нашей молодёжи.  Министерство Просвещения должно  провести  микрореформы, дающие возможность получать учащимся знания, применимые на практике, а не сухой теоретический материал, который остаётся совершенно невостребованным в дальнейшей жизни.  
Реализация предлагаемых мероприятий наверняка поможет существенно увеличить роль малого предпринимательства в экономическом развитии Приднестровья, расширить базу для сбора налогов в бюджет, увеличить объемы производимой продукции и предоставляемых услуг, решить многие социальные проблемы общества, связанные с безработицей, низкими доходами населения и вытекающими отсюда последствиями.
В заключении следует отметить, что приоритетное развитие малого частного предпринимательства не самоцель, а основное условие экономического и социального развития всего Приднестровья. Малое предпринимательство в значительной степени гарантирует политическую стабильность и развитие подлинной демократии через формирование слоя частных собственников и среднего класса.


Павел Фёдоров, соискатель кафедры Экономики и управления народным хозяйством Орловской региональной академии государственной службы при Президенте РФ 

 

Коммунисты поддержат Алексея Костусева на выборах мэра Одессы

Продолжается консолидация политических сил вокруг единого кандидата на пост мэра Одессы от оппозиционных сил Алексея Костусева.

11 октября во время своего визита в Одессу о поддержке кандидатуры Костусева заявил лидер украинских коммунистов, народный депутат Украины Пётр Симоненко.


Ранее в поддержку Алексея Костусева выступили премьер-министр Украины Николай Азаров, вице-премьер, лидер партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко. Кроме того, кандидатуру Алексея Костусева поддержала партия «РОДИНА», Гражданское движение «Новая Украина», Всеукраинская партия Народного доверия, многие другие политические силы и общественные организации.

Единый кандидат на пост мэра Одессы Алексей Костусев заручается и поддержкой трудовых коллективов и руководства одесских предприятий. 12-го октября Алексей Костусев посетил суперфосфатный завод, где выступил перед работниками предприятия, после чего провёл встречу с директорами 12-ти промышленных предприятий Одессы.


 

Политолог: Гурвиц на выборах рассчитывает на админресурс и фальсификации
Нынешний мэр Одессы Эдуард Гурвиц пытается добиться поддержки своей кандидатуры за пределами Одессы, тем самым привнося на выборы внешние факторы. Конечная цель такой стратегии — борьба за административный ресурс и контроль над судами. Об этом заявил директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, комментируя ход избирательной кампании в Одессе.

В. Бала: сегодня рейтинг и влиятельность Гурвица — под большим вопросом. Чуть ли не единственная надежда нынешнего градоначальника возлагается на эффективность админресурса. Но здесь возникает конфликт на уровне городской и областной власти. Именно поэтому Гурвиц не оставляет попыток наладить диалог с Киевом, играя на противоречиях внутри команды власти.

Также, по мнению эксперта, шансы на успех команды Эдуарда Гурвица могут заключаться и в «правильном» подсчёте голосов.

В. Бала: история почти всех кампаний Гурвица иллюстрирует правильность принципа: главное — не как голосуют, а как считают. В этом контексте мы ещё можем говорить о шансах нынешнего мэра пролонгировать свои полномочия. Однако такая власть будет иметь низкие показатели общественной легитимности.

При этом Виталий Бала добавил, что Гурвицу будет нужен контроль над судами, которые находятся под влиянием одной из влиятельных групп в партии власти.

 

57% одесситов уверены, что на выборах победит Алексей Костусев
Рейтинг Алексея Костусева в несколько раз превышает рейтинг его главного оппонента — Эдуарда Гурвица.

Таковы результаты соцопроса, посвящённого грядущим выборам, который провели специалисты Института Горшенина и информационного агентства «Мост».


Оказалось, что 57% одесситов уверены, что мэрское кресло займёт именно Алексей Костусев, и лишь 14% горожан убеждены, что победит пока ещё действующий мэр Одессы.


При этом, если бы выборы состоялись уже в эти выходные, то 43% опрошенных отдали бы свои голоса за Алексея Костусева, а 21% поддержал бы Гурвица.


По мнению политических аналитиков, подобные данные указывают — одесситы ждут перемен.


В ходе исследования общественного мнения социологи опросили 885 одесситов, которые имеют право голоса.

 

1 2 3 ... 43 44 »

 
 
 


 




Наши проекты







Опрос

Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
 
   
Рейтинг@Mail.ru