Главная   | Среда, 25.06.2025, 00:42

Для любой страны Конституция — важнейший атрибут государства, символ её достоинства и чести
16:50
Уважать и знать Основной закон означает уважать свою страну, уважать самого себя.

Выдающийся русский философ И.А.Ильин  еще в н. 20 века писал: "Если человек хочет видеть свои личные права огражденными и за­щищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту обществен­ную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении”.

 История становления, развития ПМР и приднестровского конституциона­лизма - это история  строительства концепции отношений "личность - обще­ство - государство”,  во главу  которой  поставлена личность, ее права и свобо­ды.

Ст.1 Конституции ПМР начинается с важнейшей правовой нормы: «ПМР — суверенное, независимое, демократическое, правовое государство». В той же ст. 1 закреплено: «Носителем суверенитета и единственным ис­точником власти в ПМР является народ». Возникает вопрос: «А возможно ли существование, а тем более развитие такого государства без соответствующей социальной базы, опирающейся на со­знание людей, живущих в данном обществе?».

      Нет, невозможно. Именно  правовое сознание личности,  определящее гра­ницы правового и неправового, правомерного и противоправного, является  га­рантом практического воплощения, сохранения и развития демократических правовых ценностей, суверенитета и  правопорядка в государстве.

     Следовательно, необходимо  воспитание и формирование такого гражданина, кото­рый бы ощущал естественную необходимость главенства права, осознавал бы роль Основного закона в своей жизни, в жизни общества и государства, со­относил бы правовые ценности с нормами морали и политики.

     Организация изучения Основного закона, не должна сводиться только  к разо­вым мероприятиям,приуроченным к знаменательным датам, а представ­ляется тщательно продуманной, подготовленной, и, прежде всего,  системной программой, осуществляющейся, с учетом преемственности в дошкольных, школьных, внешкольных образовательных и вос­питательных учреждениях, в системе профтехобразования и в СМИ. 

       Хотелось бы отметить, что в РФ еще 29 ноября 1994 года (№ 2131) был из­дан Указ Президента РФ «Об изучении Конституции РФ в образовательных учреждениях», что несомненно стало определяющим моментом в организации изучения Основного закона государства.

     К задачам, которые должны решаться при изучении текста Конституции ПМР, предполагается необходимым отнести:

подготовку  к восприятию основ Конституции ПМР;

знакомство с историей развития конституционного строя ПМР;

изучение истории  создания Конституции приднестровского государства;

знакомство  с содержанием и структурой Конституции;

воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции ПМР (особенно при изучении I-го и II-го разделов Конститу­ции);

формирование уважения к заложенным в Конституции ПМР базовым об­щечеловеческим ценностям, основам построения правового государства.

Несомненно, содержание Конституции, изложенное юридическим язы­ком,  является сложным для восприятия. В связи с чем необходима специальная подготовительная работа, направлен­ная на адаптацию текста Основного закона, раскрывающая интересным, ненавязчивым способом  ее отдельные статьи, разделы, учитываю­щая  возрастные особенности изучающих, их социальный опыт.

Сегодня,  основное содержание Конституции ПМР в  учреждениях, реали­зующих общеобразовательные программы,   изучается при рассмотрении тем, связанных с развитием основ конституционного строя в курсах истории Родно­го края и обществознания  в 9 классе, истории ПМР и обществознания в 11 классе.

Наряду с вышесказанным, углубленное изучение Конституции ПМР мо­жет осуществляться в рамках вариативной части  учебного плана образователь­ного учреждения отдельным предметом (элективным курсом).

Наиболее эффективными  современнымиформами и методами  работы являются интерактивные, позволяющие выстраивать субъектно-субъектные от­ношения, обеспечивающие  активизацию познавательного интереса у обучаю­щихся, способствующие общению, обмену личностно-значимой информацией, социаль­ным опытом.

 Современный человек — уверенный пользователь компьютера, Интерне­та, следовательно, возможно  использовать и данный резерв. Необходимо разра­ботать соответствующие сайты, ориентированные на разновозрастную аудито­рию, в т.ч. и детские web-страницы, организовать Интернет-форумы, создать блоги для обсуждения ситуаций с опорой на текст Основного закона.

В рамках воспитательной работы необходимо также вести широкую про­паганду Основного Закона и  создания проектов социаль­ной направленности, например, проекта Конституции образовательного учреждения, учебной группы, соот­ветсвующие  конкурсы эрудитов, знатоков,  плакатов, выставки ри­суноков на знание конституционных прав и текста Конститу­ции ПМР и др., причем охват должен быть масштабным - от уровня группы (класса) до го­родского (районого) и республиканского уровня. Одним из важнейших критери­ев успешности  та­ких мероприятий может стать  не лич­ный успех команды, массовость участия.

Необходимо также  привлечь внимание преподавателей и руководителей образовательных, воспитательных организаций к вопросам изучения Конститу­ции ПМР, посредством   повышения их собственного уровня правовых знаний.

Так, в рамках курсов повышения квалификации возможно не только про­ведение лекций, круглых сто­лов по теме становления и современного состояния конституционализма ПМР, но и организация, и, проведение конкурсов разработок и программ элективных курсов, уроков, воспитательных мероприятий по изуче­нию Конституции нашего государства, с последующим их изданием.

Положительную роль в формировании правового сознания преподавателя, в их подготовке к организации изучения Конституции ПМР, могло бы сыграть  уча­стие преподавателей высшей школы в семинарах, методических объединениях учителей обществоведческого цикла, зам. директоров по воспитательной рабо­те и др.

Пути повышения правового сознания приднестровцев посредством изуче­ния Основного закона государства не могут быть ограничены только системой образования. Ведь, Конституция — это закон, который должны знать не только дети, но и, прежде всего, взрослые, так как знание и грамотное применение за­конов — норма правового государства и цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

В связи с чем,  представляется достаточно интересным проведение соот­ветсвующих встреч, конкурсов, смотров, состязаний и за пределами образова­тельных учреждений, например, в рамках (за рамками) коллективов органов ис­полнительной, законодательной и судебной власти ПМР, общественно-полити­ческих движений, партий и др., что, несомненно, станет стимулом для изучения Конституции и среди чиновников разного уровня.

     Только объединив усилия, граждане ПМР могут рассчитывать на то, что в гра­жданском обществе будет формироваться общественное и личностное созна­ние, проникнутое уважением к праву.

 Елена Жукова, ст. преподаватель кафедры политологии и социологии Приднестровского госуниверситета

:
Просмотров: 1283 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru