Для любой страны Конституция — важнейший атрибут государства, символ её достоинства и чести | 16:50 |
Уважать и
знать Основной закон означает уважать свою страну, уважать самого себя. Выдающийся русский философ И.А.Ильин еще в н. 20 века писал: "Если человек хочет видеть свои личные права огражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении”. История становления, развития ПМР и приднестровского конституционализма - это история строительства концепции отношений "личность - общество - государство”, во главу которой поставлена личность, ее права и свободы. Ст.1 Конституции ПМР начинается с важнейшей правовой нормы: «ПМР — суверенное, независимое, демократическое, правовое государство». В той же ст. 1 закреплено: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в ПМР является народ». Возникает вопрос: «А возможно ли существование, а тем более развитие такого государства без соответствующей социальной базы, опирающейся на сознание людей, живущих в данном обществе?». Нет, невозможно. Именно правовое сознание личности, определящее границы правового и неправового, правомерного и противоправного, является гарантом практического воплощения, сохранения и развития демократических правовых ценностей, суверенитета и правопорядка в государстве. Следовательно, необходимо воспитание и формирование такого гражданина, который бы ощущал естественную необходимость главенства права, осознавал бы роль Основного закона в своей жизни, в жизни общества и государства, соотносил бы правовые ценности с нормами морали и политики. Организация изучения Основного закона, не должна сводиться только к разовым мероприятиям,приуроченным к знаменательным датам, а представляется тщательно продуманной, подготовленной, и, прежде всего, системной программой, осуществляющейся, с учетом преемственности в дошкольных, школьных, внешкольных образовательных и воспитательных учреждениях, в системе профтехобразования и в СМИ. Хотелось бы отметить, что в РФ еще 29 ноября 1994 года (№ 2131) был издан Указ Президента РФ «Об изучении Конституции РФ в образовательных учреждениях», что несомненно стало определяющим моментом в организации изучения Основного закона государства. К задачам, которые должны решаться при изучении текста Конституции ПМР, предполагается необходимым отнести: подготовку к восприятию основ Конституции ПМР; знакомство с историей развития конституционного строя ПМР; изучение истории создания Конституции приднестровского государства; знакомство с содержанием и структурой Конституции; воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции ПМР (особенно при изучении I-го и II-го разделов Конституции); формирование уважения к заложенным в Конституции ПМР базовым общечеловеческим ценностям, основам построения правового государства. Несомненно, содержание Конституции, изложенное юридическим языком, является сложным для восприятия. В связи с чем необходима специальная подготовительная работа, направленная на адаптацию текста Основного закона, раскрывающая интересным, ненавязчивым способом ее отдельные статьи, разделы, учитывающая возрастные особенности изучающих, их социальный опыт. Сегодня, основное содержание Конституции ПМР в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, изучается при рассмотрении тем, связанных с развитием основ конституционного строя в курсах истории Родного края и обществознания в 9 классе, истории ПМР и обществознания в 11 классе. Наряду с вышесказанным, углубленное изучение Конституции ПМР может осуществляться в рамках вариативной части учебного плана образовательного учреждения отдельным предметом (элективным курсом). Наиболее эффективными современнымиформами и методами работы являются интерактивные, позволяющие выстраивать субъектно-субъектные отношения, обеспечивающие активизацию познавательного интереса у обучающихся, способствующие общению, обмену личностно-значимой информацией, социальным опытом. Современный человек — уверенный пользователь компьютера, Интернета, следовательно, возможно использовать и данный резерв. Необходимо разработать соответствующие сайты, ориентированные на разновозрастную аудиторию, в т.ч. и детские web-страницы, организовать Интернет-форумы, создать блоги для обсуждения ситуаций с опорой на текст Основного закона. В рамках воспитательной работы необходимо также вести широкую пропаганду Основного Закона и создания проектов социальной направленности, например, проекта Конституции образовательного учреждения, учебной группы, соответсвующие конкурсы эрудитов, знатоков, плакатов, выставки рисуноков на знание конституционных прав и текста Конституции ПМР и др., причем охват должен быть масштабным - от уровня группы (класса) до городского (районого) и республиканского уровня. Одним из важнейших критериев успешности таких мероприятий может стать не личный успех команды, массовость участия. Необходимо также привлечь внимание преподавателей и руководителей образовательных, воспитательных организаций к вопросам изучения Конституции ПМР, посредством повышения их собственного уровня правовых знаний. Так, в рамках курсов повышения квалификации возможно не только проведение лекций, круглых столов по теме становления и современного состояния конституционализма ПМР, но и организация, и, проведение конкурсов разработок и программ элективных курсов, уроков, воспитательных мероприятий по изучению Конституции нашего государства, с последующим их изданием. Положительную роль в формировании правового сознания преподавателя, в их подготовке к организации изучения Конституции ПМР, могло бы сыграть участие преподавателей высшей школы в семинарах, методических объединениях учителей обществоведческого цикла, зам. директоров по воспитательной работе и др. Пути повышения правового сознания приднестровцев посредством изучения Основного закона государства не могут быть ограничены только системой образования. Ведь, Конституция — это закон, который должны знать не только дети, но и, прежде всего, взрослые, так как знание и грамотное применение законов — норма правового государства и цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества. В связи с чем, представляется достаточно интересным проведение соответсвующих встреч, конкурсов, смотров, состязаний и за пределами образовательных учреждений, например, в рамках (за рамками) коллективов органов исполнительной, законодательной и судебной власти ПМР, общественно-политических движений, партий и др., что, несомненно, станет стимулом для изучения Конституции и среди чиновников разного уровня. Только объединив усилия, граждане ПМР могут рассчитывать на то, что в гражданском обществе будет формироваться общественное и личностное сознание, проникнутое уважением к праву. : | |
Просмотров: 1283 | |
Комментарии
Анонс
Актуальное интервью
Новости партнеров
Опрос

Новостной сервис

Неофициальный сайт г.Бендеры

Газета "Приднестровье"