Главная   | Четверг, 02.05.2024, 11:01

Александр Коваджи: Приднестровью необходим институт Уполномоченного по правам ребенка
12:55
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду  его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после  рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи. В 1959 году ООН принимает  Декларацию прав  ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые   принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Однако время и положение детей    будущего  всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических   норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. По сравнению с Декларацией (1959г.), где  было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов),  Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью  и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия  в  отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны  пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка  частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о  социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Конвенция о  правах ребенка – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению  и взглядам.

    Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:

– Создание на всех уровнях действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.

– Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.

– Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации «семей риска».

– Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.  

     Каждая страна, присоединившаяся к Конвенции, принимает на себя определенные обязательства по формированию системы защиты прав ребенка. Разумеется, такие системы отличаются от государства к государству, поскольку зависят от специфики законодательства и этнокультурного развития.Тем не менее, есть два общих момента, характерных для любой системы. Во-первых, это свод законов и положений об ответственности взрослых перед детьми. Во-вторых – это специальные институты, координирующие и контролирующие работу различных социальных служб, отвечающих за практическую реализацию соответствующего законодательства.

      Сегодня в Приднестровской Молдавской Республике права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституция Приднестровской Молдавской Республики.

– Кодекс о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики.

– Закон «Об охране здоровья граждан».

– Закон «Об образовании».

– Закон «О правах ребенка».

– Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а так же рядом государственных целевых программ и иными нормативными правовыми актами.

      К важнейшим достижениям Приднестровской Молдавской Республики следует отнести:

- сохранение системы органов социальной опеки,

- существование профильных структур при государственных администрациях,

- положительный опыт функционирования на протяжении ряда лет такой структурной единицы как уполномоченный министра просвещения по защите прав детства,

- совместные программы различных органов исполнительной власти, многие из которых стали ежегодными.

     Вместе с тем следует признать, что традиционные государственные институты, так или иначе связанные со сферой защиты прав детства, не справляются в должной мере со своими задачами. Их усилия зачастую разрознены, а ресурсов хватает в основном только на то, чтобы реагировать на разного рода эксцессы. Но само по себе это не предотвращает новые преступления в отношении детей, статистика которых не может не удручать.

      Среди перечисленной выше законодательной базы  профильным законом является закон «О правах ребенка», принятый еще в 1997 году.  В современных социально-экономических условиях положение детей значительно осложнилось. Ухудшение экономической ситуации, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.

      Последовательным шагом политики государства в этом направлении могло бы стать создание вневедомственного института по защите прав детства, при этом целесообразно, чтобы эта должность была выведена из общей практики Уполномоченного по правам человека в отдельную категорию – Уполномоченный по правам ребенка.

      Положительным примером для нас может являться опыт России. В отдельных субъектах Российской Федерации такой институт существует с начала 2000-х годов, а с прошлого года этот институт приобрел федеральное значение. 1 сентября 2009 года Дмитрий Медведев подписал указ о введении должности Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ. Этим же указом всем губернаторам рекомендовано ввести в регионах аналогичные должности.

      Наверняка найдутся критики, которые скажут, что для такого маленького государства как Приднестровская Молдавская Республика это бюрократическое излишество, что введение такого института продиктовано желанием увеличить государственный аппарат, и будут ссылаться на то, что "чем ребенок не человек". Однако не следует забывать об особом статусе ребенка и его ограниченной правовой дееспособности, которая не позволяет ему реализовать себя в полной мере в системе гражданских отношений и защитить себя самостоятельно. Вряд ли мы когда-нибудь сможем забыть дело детоубийц Гречушкиных, легко сумевших усыновить трех малышей в Приднестровье. Горько сознавать, но среди черт, характеризующих современный этап развития мира, есть и такие, как общественная пассивность к насилию в отношении детей, детская порнография, нелегкое положение детей-инвалидов.  Кроме того существует еще и сфера уголовного права, где действуют специальные правила наказания несовершеннолетних, отбытия ими наказания и так далее. Все это требует постоянного контроля за тем, чтобы права несовершеннолетних охранялись со стороны государства.

      Реализация такого института как Уполномоченный по правам ребенка для нас является объективно необходимой. И так же как в Российской Федерации в Приднестровской Молдавской Республике данному должностному лицу необходимо предоставить право:

- запрашивать и получать от органов государственной власти необходимые сведения и материалы;

- беспрепятственно посещать государственные институты социального надзора и опеки;

- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными органами проверку деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц;

- направлять в органы исполнительной власти обращения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и интересов ребенка.

   

    Введение такой должности как Уполномоченный по правам ребенка должно помочь не только решению проблем конкретных детей, но и способствовать формированию целостной эффективной системы защиты прав детства.

 

 

Исполнительный директор Благотворительного фонда «Планета детей»  А.И. Коваджи

:
Просмотров: 860 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru