Благополучие детей и их права всегда
вызывали пристальное внимание международного сообщества. Во Всеобщей декларации
прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости,
нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту
как до, так и после рождения", и в
силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи. В 1959 году ООН
принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены
социальные и правовые принципы,
касающиеся защиты и благополучия детей. Однако время и положение детей –
будущего всего человечества –
потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто
декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В
период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой
участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах
ребенка. По сравнению с Декларацией (1959г.), где было 10 коротких, носящих декларативный
характер положений (принципов),
Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты,
связанные с жизнью и положением ребенка
в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации,
возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в
отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся
к ней, должны пересмотреть свое
национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям
Конвенции ООН. Конвенция – документ особого социально-нравственного значения,
ибо она утверждает признание ребенка
частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает
приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.
В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально уязвимых группах детей: сиротах,
инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного
стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным
субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Конвенция
о правах ребенка – документ высочайшего
педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои
взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит
подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности
ребенка, его мнению и взглядам. Признавая ребенка самостоятельным
субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка
к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства,
терпимости, свободы равенства и солидарности». Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем: – Создание на всех уровнях действенных организационных механизмов
рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав. – Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав
детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за
ребенка. – Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению
детей в госучреждения, активная работа по реабилитации «семей риска». – Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних
(ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной
среды. Каждая страна, присоединившаяся
к Конвенции, принимает на себя определенные обязательства по формированию
системы защиты прав ребенка. Разумеется, такие системы отличаются от
государства к государству, поскольку зависят от специфики законодательства и
этнокультурного развития.Тем не менее, есть два общих момента, характерных для любой системы.
Во-первых, это свод законов и положений об ответственности взрослых перед
детьми. Во-вторых – это специальные институты, координирующие и контролирующие
работу различных социальных служб, отвечающих за практическую реализацию
соответствующего законодательства. Сегодня в Приднестровской Молдавской
Республике права детей регулируются следующими основными законами: – Конституция
Приднестровской Молдавской Республики. – Кодекс о браке и семье
Приднестровской Молдавской Республики. – Закон «Об охране
здоровья граждан». – Закон «Об образовании». – Закон «О правах
ребенка». – Закон «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а так же рядом
государственных целевых программ и иными нормативными правовыми актами. К важнейшим достижениям Приднестровской
Молдавской Республики следует отнести: - сохранение системы
органов социальной опеки, - существование
профильных структур при государственных администрациях, - положительный опыт
функционирования на протяжении ряда лет такой структурной единицы как
уполномоченный министра просвещения по защите прав детства, - совместные программы
различных органов исполнительной власти, многие из которых стали ежегодными. Вместе с тем следует признать, что традиционные
государственные институты, так или иначе связанные со сферой защиты прав
детства, не справляются в должной мере со своими задачами. Их усилия зачастую
разрознены, а ресурсов хватает в основном только на то, чтобы реагировать на
разного рода эксцессы. Но само по себе это не предотвращает новые преступления
в отношении детей, статистика которых не может не удручать. Среди перечисленной выше законодательной
базы профильным законом является закон
«О правах ребенка», принятый еще в 1997 году.
В современных социально-экономических условиях положение детей значительно
осложнилось. Ухудшение экономической ситуации, семейные трудности и, как
следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на
здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и
пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных
институтов. Последовательным шагом политики
государства в этом направлении могло бы стать создание вневедомственного института
по защите прав детства, при этом целесообразно, чтобы эта должность была
выведена из общей практики Уполномоченного по правам человека в отдельную
категорию – Уполномоченный по правам ребенка. Положительным примером для нас может
являться опыт России. В отдельных субъектах Российской Федерации такой институт
существует с начала 2000-х годов, а с прошлого года этот институт приобрел
федеральное значение. 1 сентября 2009 года Дмитрий Медведев подписал указ о
введении должности Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ. Этим же
указом всем губернаторам рекомендовано ввести в регионах аналогичные должности. Наверняка найдутся критики, которые
скажут, что для такого маленького государства как Приднестровская Молдавская
Республика это бюрократическое излишество, что введение такого института продиктовано
желанием увеличить государственный аппарат, и будут ссылаться на то, что
"чем ребенок не человек". Однако не следует забывать об особом
статусе ребенка и его ограниченной правовой дееспособности, которая не позволяет
ему реализовать себя в полной мере в системе гражданских отношений и защитить
себя самостоятельно. Вряд ли мы когда-нибудь сможем забыть дело детоубийц
Гречушкиных, легко сумевших усыновить трех малышей в Приднестровье. Горько
сознавать, но среди черт, характеризующих современный этап развития мира, есть
и такие, как общественная пассивность к насилию в отношении детей, детская
порнография, нелегкое положение детей-инвалидов. Кроме того существует еще и сфера уголовного
права, где действуют специальные правила наказания несовершеннолетних, отбытия
ими наказания и так далее. Все это требует постоянного контроля за тем, чтобы
права несовершеннолетних охранялись со стороны государства. Реализация
такого института как Уполномоченный по правам ребенка для нас является
объективно необходимой. И так же как в Российской Федерации в
Приднестровской Молдавской Республике данному должностному лицу необходимо
предоставить право: - запрашивать и получать
от органов государственной власти необходимые сведения и материалы; - беспрепятственно
посещать государственные институты социального надзора и опеки; - проводить
самостоятельно или совместно с уполномоченными органами проверку деятельности
органов исполнительной власти и должностных лиц; - направлять в органы
исполнительной власти обращения, содержащие рекомендации относительно возможных
и необходимых мер восстановления нарушенных прав и интересов ребенка. Введение
такой должности как Уполномоченный по правам ребенка должно помочь не только
решению проблем конкретных детей, но и способствовать формированию целостной
эффективной системы защиты прав детства.
Исполнительный директор Благотворительного фонда «Планета детей» А.И. Коваджи
: |