Главная   | Четверг, 02.05.2024, 05:04

Светлана Белоус: Абсолютно очевидно, что избирательное законодательство в Приднестровье нуждается в комплексном пересмотре
18:10
    Уже скоро к своему логическому завершению подойдет избирательная кампания в местные органы власти и 28 марта 2010 года приднестровцы сделают свой выбор. Но по сравнению с прошлыми выборами на сегодняшний день мы можем наблюдать уменьшение количества желающих быть избранными в местные органы власти. Причинами подобного безразличия можно назвать разочарование граждан в деятельности местных органов власти,  массовый выезд за пределы республики, но одной из главных причин, безусловно, является несовершенство действующего избирательного законодательства.
    В последнее время различные эксперты высказывают мнение о том, что Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики, мягко говоря, не совершенен. Но говоря об изменении избирательного законодательства в основном идет речь о системе проведения выборов: будет это мажоритарная система, или пропорциональная, или же система многомандатных избирательных округов.
   Но если внимательно изучить действующее избирательное законодательство, то необходимо обратить внимание и на ряд других недостатков, которые ограничивают основные права граждан участвовать в управлении делами общества и государства непосредственно. Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики 20 марта 2008 года, правом быть избранным народным депутатом местного Совета народных депутатов  обладает гражданин Приднестровской Молдавской Республики «постоянно проживающий на территории данного местного Совета народных депутатов последние 3 года ко дню выборов».В соответствии с данной нормой ситуация иногда доходит до абсурда, когда человеку, желающему избираться в местный Совет народных депутатов, порой не хватает каких-то 10 дней для того, чтобы соответствовать цензу оседлости. Чем руководствовался депутатский корпус, когда принимал данное изменение в Избирательный кодекс сказать трудно, но только они почему-то не обратили внимание на то, что данная норма противоречит Основному закону государства. Так как Конституция Приднестровской Молдавской Республики, не закрепляет ценз оседлости для кандидатов в депутаты местных органов власти. Кроме этого все мы понимаем, что на сегодняшний день в нашей республике создалась такая ситуация, когда многие наши граждане выезжают за границу для того, чтобы найти себе достойную работу, а вернувшись назад,  по прошествии некоторого времени, они лишаются своего права избираться.  Также так называемый ценз оседлости недопустим в тех государствах, в которых на законодательном уровне закреплено право на двойное гражданство.       Еще одной нормой, ограничивающей право граждан воспользоваться своими избирательными правами, можно назвать статью 114 Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, которая предусматривает ограничение по возрасту для кандидатов в депутаты местных органов власти. Так в соответствии с данной статьей, правом быть избранным народным депутатом местного Совета народных депутатов  обладает гражданин Приднестровской Молдавской Республики «достигший на дату назначения выборов 21-летнего возраста».Сегодня мы можем наблюдать, как в соседних нам государствах законодатели снижают возраст для желающих избираться,  что соответствует общепризнанным международным нормам. Так, по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, 9 ноября 2009 года возрастной ценз для кандидатов, избираемых в представительные органы местного самоуправления, был снижен до 18 лет. Тем самым с одной стороны российской молодежи с активной гражданской позицией предоставили реальную возможность участвовать в жизни общества, а с другой, подобная мера будет способствовать повышению уровня участия молодых людей в выборах.  Кроме этого, наше законодательство также устанавливает образовательный ценз. Статья 33 Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики предусматривает, что Председатель Территориальной избирательной комиссии в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование.Темсамым мы пошли по пути, когда важен не столько опыт, порядочность и авторитет
      Председателя ТИК, сколько наличие юридического образования.Законодательство Российской Федерации предусматривает норму о том,  что высшее юридическое образование  является желательным условием для избрания на должность Председателя территориальной избирательной комиссии, а приоритетными критериями признаются опыт работы по организации и проведению выборов и  референдумов и высшее профессиональное образование.  Также хочется обратить внимание на пресловутые продуктовые наборы и иные способы не честной агитации за того или иного кандидата. В действующем избирательном законодательстве содержится норма о том,  что подкуп избирателей не допустим, но в тоже время не содержится четких норм, регулирующих механизмы противодействия подкупа избирателей во время проведения выборов.  Довольно часто в нашем обществе мы слышим то, что проблему подкупа избирателей решить невозможно, что это уже стало необходимым атрибутом любой избирательной кампании.  В соседних нам государствах, таких как Украина и Россия, в целях осуществления общественного контроля над деятельностью депутатов различных уровней и стимулирования их к ответственным действиям, при составлении и реализации предвыборных программ  создаются Комитеты избирателей. Подобные комитеты формируются из представителей различных общественных объединений и являются органами общественного  контроля при руководстве избирательных комиссий различного уровня. Они также информируют избирателей соответствующего округа о деятельности депутатов. Также хочется обратить внимание на неравные права общественных объединений и трудовых коллективов при участии в выборах. Во-первых, статья 53 Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики предусматривает обязательную регистрацию общественных объединений в виде избирательных объединений или избирательного блока для выдвижения кандидатов в местные Советы народных депутатов. Складывается ситуация, когда юридическое лицо, уже прошедшее государственную регистрацию при своем учреждении, должно еще раз получить документы, удостоверяющие его право участвовать в выборах. Данное требование не предусмотрено при выдвижении кандидатов в депутаты трудовыми коллективами предприятий и их структурных подразделений. Во-вторых, статья 21-1 Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики предусматривает норму о том, что в избирательную  комиссию  может  быть  назначено  не  более одного представителя от каждого избирательного объединения,    избирательного    блока.   При    этом    избирательное объединение,  избирательный  блок  не вправе предлагать одновременно  несколько  кандидатур для назначения в состав одной комиссии. В тоже время, в состав одной избирательной комиссии не могут  входить 50 и более процентов работников одного юридического лица. Появляется вопрос: почему работники какого-либо предприятия могут выдвинуть 50 процентов от общего состава избирательной комиссии, а общественное объединение, которое также является юридическим лицом, не более одного своего представителями. Все мы пониманием, что наличие в составе избирательной комиссии большого количества участников одного предприятия способствует тому, что на принятие решения чаще всего влияют корпоративные интересы того или иного юридического лица.В завершение я хотела бы отметить, что мной был озвучен далеко не полный перечень недостатков действующего Избирательного кодекса ПМР. Но абсолютно очевидно одно - избирательное законодательство в Приднестровье нуждается в комплексном пересмотре.
:
Просмотров: 671 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru