Главная   | Четверг, 02.05.2024, 07:40

Василий Гурковский: Приоритетные направления реформ в АПК Приднестровья для обеспечения продовольственной безопасности республики
11:46
   Одной из главнейших задач любого государства является обеспечение продовольственной безопасности. Здесь целый спектр вопросов, не только и не столько обеспечения населения основными продуктами питания. Для государств с недостаточно развитой экономикой, продовольственная безопасность является самым уязвимым местом, как в социальном плане, так и в вопросах внутренней и внешней  политики. И наоборот, государства с высокоэффективной экономикой, как правило, не испытывают особых проблем с обеспечением своих потребностей в продовольствии, при этом степень вмешательства государства в дела товаропроизводителей АПК давно определена и не вызывает каких-либо отрицательных реакций.
      И все же вцелом проблемы с обеспечением продовольствием жителей Земли далеко не решены и лишь усугубляются с течением времени в силу различных объективных и субъективных причин и обстоятельств. В начале двадцать первого века около трети населения Земли голодает. Особые трудности с обеспечением населения  продуктами питания испытывают страны так называемого «третьего мира». Как правило, это  государства, возникшие в результате распада мировой колониальной системы. Многие годы они являлись для митрополий поставщиками дешевого сырья и еще более дешевой рабочей силы. За несколько десятилетий свободы от колониального ига, экономика большинства этих стран продолжает быть зависимой и развивается только  в нужном для бывших или новых политических и экономических «хозяев» направлениях.
     Развитие сельского хозяйства и обеспечение на этой основе собственным продовольствием, как правило, не зависит напрямую от почвенно-климатических и других подобных условий, а в большей степени - от экономического развития страны и степени влияния государства на все происходящие на его земле процессы.
      За многие тысячи лет становления и развития аграрного сектора, человечество накопило определенный опыт работы в этом направлении, однако, ежегодная гибель от голода миллионов людей, подтверждает факт наличия проблем с производством продуктов питания.
        По-разному складывались и  складываются отношения к АПК в разных странах. И только в тех из них, где государственное регулирование этого направления возведено в ранг постоянной, целенаправленной и  гибко развивающейся государственной политики, проблемы обеспечения продовольствием не стоят так остро или отсутствуют вовсе. Как правило, в таких странах больше присутствуют проблемы качественного плана:  организации, выгодной товарной специализации, перепроизводства, цен, дотаций, экспорта, научного обеспечения и т.п.
          Рассматривая современное состояние АПК, приходится признать, что проводимые в отрасли экономические и аграрные реформы, решили лишь формально отдельные юридические задачи отрасли и позволили создать некоторое подобие базисных условий для развития и углубления рыночных отношений, а необоснованно завышенная оценка роли рынка, при ослаблении роли государства в регулировании экономических процессов, привела к распаду сложившихся хозяйственных связей, деградации материально-технической базы, спровоцировала спад производства продукции.
          В принципе, государственное регулирование АПК – это экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агрокомплекса.
         Государственное регулирование АПК осуществляется по следующим направлениям:
  - формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  - финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
  - защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
   - развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;- развитие социальной сферы села.
     Несмотря на небольшую территорию и кажущуюся маломасштабность, АПК ПМР представлял и потенциально представляет  собой жизнеспособный и жизнеобеспечивающий сектор экономики. Ему досталось довольно приличное организационно-техническое и финансово-экономическое наследство и соответствующий имидж одного из ведущих аграрных регионов бывшего Советского Союза.В буквальном смысле «заблокированное» на узкой полоске земли непризнанное государство, ПМР, со своей валютой, имеющей хождение только на территории республики, начало испытывать невероятные и порой необъяснимые с любой точки зрения, в т.ч. экономической, проблемы.Постепенно «оттесняемый» от традиционных рынков сбыта (Россия, Белоруссия), не имеющий возможности реализовать производимую продукцию за любую конвертируемую валюту с целью приобретения всего необходимого для функционирования своих отраслей, АПК ПМР начал снижать объемы производства, особенно высокоэффективной, но скоропортящейся продукции (овощей, фруктов и т.п.), что в свою очередь привело к лавине экономических и социальных проблем.Хозяйства начали избавляться от высокозатратных производств, в том числе  животноводческого направления. Первыми пострадали животноводческие и птицеводческие комплексы, которые работали на обеспечение мясом союзных, в первую очередь, находящихся за рубежом, спецпотребителей, и в свое время централизованно обеспечивались кормами и всем необходимым, включая племенной молодняк и яйцо. За ними пришла очередь остальных направлений. Практически уничтоженными оказались отрасли: пчеловодство, кролиководство, овцеводство, коневодство, свиноводство, скотоводство и другие.В десятки раз уменьшилось производство продукции овощеводства, садоводства, технических культур, таких как сахарная свекла и др. Снижение уровня производства высокозатратных и трудоемких культур и видов, оставило без работы десятки тысяч как сельских, так и городских жителей, которые в поисках работы, как источника жизни, вынуждены выезжать в разные регионы ближнего и дальнего зарубежья, что порождает массу негативных явлений на селе, в т.ч. социальных.В марте 1996 года Правительством было принято Постановление №66 от 27.03.96 г. «О рациональном использовании земельных ресурсов, государственных и производственных мощностей в АПК», с главной целью упорядочения и регулирования основных происходящих на селе процессов, через внедрение разумной правовой вертикали воздействия (регулирования), но это постановление через месяц было приостановлено Верховным Советом  ПМР.Нельзя при государственной собственности на землю, которая закреплена в Конституции ПМР,  отказываться от элементарного государственного регулирования деятельности АПКЕсли провести определенную группировку или классификацию нынешних проблем АПК именно в экономическом плане, то получится следующий перечень проблемных направлений и показателей:1) недопроизводство продукции сельского хозяйства и продуктов  переработки в целом и по основным видам специализации региона;2) недополучение прибыли от реализации продукции всех видов;3) снижение общей и отраслевой рентабельности АПК;4) снижение производительности труда работников АПК; 5) снижение уровня оплаты труда работников АПК;6) уменьшение количества работников, занятых в агропромышленном комплексе.Уместно напомнить, что за три года оккупации во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), приднестровский регион снизил сельскохозяйственное производство всего на 40% (около 2 раз). В те военные и послевоенные годы, когда многое было уничтожено и вывезено, когда не хватало рабочей силы, техники и живого тягла, люди не допустили такого обвала хозяйственно-экономической жизни, какую допустили в нашем благодатном краю за годы перестроек и особенно так называемых «реформ».Никогда за всю историю своего существования приднестровская земля не знала подобного к себе отношения. Никогда, в самые суровые годы, не стояли невспаханными и необработанными сотни гектаров полей, а с тех, которые и были обработаны, убирались мизерные урожаи. Никогда на полках приднестровских  магазинов и рынков не присутствовали импортные овощи и фрукты, мясо и яйцо, масло и зелень, соки и плодоовощные консервы и уж тем более, молоко и молочные продукты. Никогда наша земля не испытывала такого позора и пренебрежения к себе. И никогда с таким равнодушием не смотрели на все то, что творится на нашей земле, живущие на ней люди, тем более представители всех ветвей власти.В селах ускоренными темпами идет деградация социальной сферы. Основная масса трудоспособного сельского населения не имеет работы и вынуждены искать ее в других странах ближнего и дальнего зарубежья, что создает массу проблем (семейных и т.п.). Закрываются бани и библиотеки, дома культуры и школы, детские сады и спортивные объекты. Сокращается количество учеников школах, снижается прирост населения. Проблемы АПК  затронули не только жителей сел, но и городское население в силу ряда причин.К политическим аспектам проблем нашего АПК, опять же, на наш взгляд, необходимо отнести и следующий момент. Параллельно с внедрением реформ и одновременным уничтожением и растаскиванием в буквальном смысле слова животноводческих комплексов и птицефабрик, зимних теплиц и систем орошения, уничтожением наиболее эффективных направлений деятельности АПК, внедрялась, опять же в государственном масштабе, внешне благородная идея импорта. Импорта продовольствия для нуждающейся страны. Это вторая часть (после уничтожения отечественного АПК) общей политической идеи по захвату нашего продовольственного рынка.Когда своего уже нет, возьмут любое по качеству чужое. И во всей этой идее главное – не дать подняться на ноги отечественному агрокомплексу. И к сожалению, «первую скрипку» в этой системе играют отечественные чиновники, в обязанности которых входят функции обеспечения продовольствием. Для них (лично) во много раз выгоднее закупать продовольствие из-за рубежа, чем выращивать и перерабатывать сырье у себя, а затем прозрачно наполнять собственным продовольственным товаром собственный рынок.Естественно, импорт всегда будет стоять на пути нашего производителя, не пожалеет средств и добьется любых усилий своей власти на удержание рынка. Это политика. Любые экономические ответные меры будут эффективны только тогда, когда в защиту собственного производителя встанет собственная политическая власть. Только вмешательством государства и разумным государственным регулированием всех происходящих в АПК процессов можно решить эти  (политические) проблемы на взаимовыгодной основе, не делая резких, непродуманных движений по импорту (запрету, всевозможным препонам и т.п.).Учитывая отсутствие материализованных природных льгот (полезных ископаемых и т.п.), опираясь на основное «местное» богатство (земля, люди, вода, климат), главной государственной задачей ПМР, на наш взгляд, должна стать максимально возможная реализация на экспорт продукции агропромышленного комплекса, исходя из возможной специализации региона.
Здесь три основных направления экспорта:    
1. Готовой продукции от переработки сельскохозяйственного сырья (консервы, вино-водочные материалы, масло подсолнечное, табак, сахар и др.).     
2. Семян и посадочного материала (особенно овощных культур) и научных достижений в этом направлении.     
3. Продукции сельского хозяйства в свежем виде.Основные усилия государства должны быть сосредоточены на правовом, хозяйственном и экономическом обеспечении экспорта, на создании условий для его укрепления и развития. В перспективе, будущее Приднестровья нам представляется в развитии трех основных направлений:- мощный, доведенный до совершенства агропромышленный комплекс;- производство точных, наукоемких, не требующих переработки массы привозного сырья изделий, обеспечивающее максимальное использование местных трудовых ресурсов;- индустрия отдыха, туризма, спорта и развитие народных промыслов.Весь комплекс программных мер можно разбить на три взаимосвязанных стратегических направления:
1. Мероприятия по государственному регулированию и государственной поддержке АПК ПМР.
2. Мероприятия, обеспечивающие максимально возможную экономическую свободу и льготы производителя сельхозпродукции.
3. Мероприятия по мобилизации (максимальной организации) трудовых ресурсов и решению социальных вопросов на селе.Без решения по развитию всех указанных направлений, именно в комплексе, успехов АПК не будет достигнуто. Попытки «выдернуть» и решить что-то отдельно от остального, бесперспективны. Для осуществления указанного комплекса мероприятий, в первую очередь необходимо исправить допущенные на государственном уровне стратегические ошибки, связанные с деятельностью агрокомплекса, перечисленные выше.Сегодня в приднестровских селях десятки разных организаций, больших и малых. До тех пор, пока в селе не появится единая, работающая на село  и его людей и, естественно, на государство власть, за спиной которой, чтобы мы там не предпринимали и какие бы реформы не проводили, толку не будет. Именно наши многотысячные села, где сегодня «донашивается» вся социальная сфера, где требуют ремонта и ухода сотни километров водопроводов, газопроводов, телефонных и электрических сетей, дорог и многое другое, где основная масса жителей без работы, нуждаются в порядке и организованности для совместного выживания. А это возможно только при наличии сильной авторитетно-уважаемой сельской административно-политической власти. Власти, которая в первую очередь через земельные отношения управляла бы всеми процессами на селе и хозяйственными и социальными. Управляла помогая, а не подменяя, не вмешиваясь в дела хозяйствующих субъектов, помогала бы, создавая необходимые условия. А главное, видела и заботилась о каждом своем жителе.Президент Республики должен дать понять всем, что глава сельской администрации – это полномочный его представитель в селе и его требования обязательны для всех проживающих на данной территории, независимо от положения и важности связей. Если для этого надо как-то усилить действующие нормативные акты, значит надо усилить. Если надо кого-то поставить на место, надо поставить, и публично, но авторитет сельской власти необходимо поднять. А дальше она и сама должна заработать, когда будет чувствовать постоянную поддержку верховной власти.Естественно, ко всему этому необходимо еще и желание власти стать таки настоящей властью и необходимый подбор кадров. Кадров, которые свои властные полномочия буду направлять в первую очередь на благо своего села, а не на облагодетельствование себя и ближних своих.Серьезная стратегическая ошибка власти, на наш взгляд, полная капитуляция перед импортом продовольствия, который, скорее всего по неслучайному совпадению, стремительно возрастал и вытеснял наше продовольствие с наших же прилавков, именно параллельно с началом и внедрением наших реформ в АПК. Понятно, что производить только для покрытия собственных продовольственных нужд нерентабельно и продукция будет не конкурентноспособной и надо было производить и для себя и для экспорта, но мы так увлеклись вернее, нас так увлекли импортом, что стали производить во много раз меньше собственных потребностей и вообще сошли к дистанции борьбы за собственный рынок. Здесь прямая, грубейшая ошибка нашей власти, особенно ее экономического блока, позволившая отвлекать даже те небольшие валютные ресурсы, что поступают от деятельности наших промышленных предприятий на развитие  сельхозпроизводства и переработки в других странах, при одновременном, прямом или косвенном уничтожением собственного сельхозпроизводства. Доктрина чисто антиприднестровская: «загубим свое, развивая чужое». Такие подходы более чем ошибочны.Нам необходимо восстанавливать трудоемкие, но высоко эффективные отрасли – овощеводство, садоводство, виноградарство, да и  пчеловодство, рыбоводство, особенно коневодство, шелководство, народные промыслы и т.п. Администрация, как раньше было уже сказано, должна стать хозяином на  селе. Можно с абсолютной уверенностью сказать по этому поводу следующее: именно отсутствие должного государственного регулирования земельных и экономических отношений в нашем АПК позволило появиться вирусу разложения  и обнищания села. Значит, до сих пор мы все работали не в том направлении.Именно в связи с таким положением, после тщательного изучения доставшегося нам наследства - ситуации, сложившейся в нашем АПК и анализа просчетов и ошибок по реформированию в соседних государствах, нами предложена простая, революционная по форме, но созидательная по содержанию, система государственного регулирования экономических проблем, которая определяет следующие действия:
1. Закрепление всех земельных  площадей за территориальными госадминистрациями;
2. Перезакрепление земли внутри территории местных советов на договорной основе.
3. Постановка условий землепользования каждому пользователю в виде минимально допустимого уровня производства продукции с учетом сложившейся (выгодной для села) специализации.
4. Определение степени ответственности за  нерациональное использование земли.
5. Определение единого натурального налога, увязанного с установленным минимально допустимым уровнем производства вместо всех действующих для сельхозпроизводителей налогов.
6. Создание внутреннего продовольственного рынка Республики, который будет являться мотивацией гарантированного сбыта с/х продукции различным производителям АПК Приднестровья;
Внедрение этой системы, по нашему убеждению, позволит на государственной земле ПМР сделать следующее:- повысить роль власти в решении основных вопросов жизни села, поднять авторитет основного исполнительного звена – местной власти;- предоставить право пользования землей любому юридическому или физическому лицу, которое умеет, что-то имеет и желает трудиться на земле и принимает на себя поставленные государством условия землепользования в виде минимально допустимого уровня производства по видам продукции, увязанного с ним единого натурального налога и мер ответственности за  нерациональное использование земли;- обеспечить максимально возможную правовую свободу сельхозпроизводителям, независимо от их организационно-правовой формы и способа образования капитала, при которой пользователь, выполнивший основные договорные условия (уровни производства и единого налога), получает полную экономическую свободу по развитию производства, переработке и реализации своей продукции по любым каналам, включая экспорт;- привлечь любые инвестиции в АПК, так как право на договорное использование земли ничем и никем не ограничено. Землю дают всем, кто принимает условия, поставленные хозяином (государством) будь-то свой или иностранный пользователь. При этом государство, заключив договор землепользования, всеми своими силами защищает пользователя, исполняя свои договорные обязательства;- впервые за всю историю отечественного АПК появляется возможность оперативного управления и необходимо-разумного воздействия на все процессы, происходящие на земле. Воздействия всех и вся на всех и вся. Воздействия правового, защищенного договором от взаимных неправовых посягательств. Воздействие – именно через землю, как главный инструмент в нашей ситуации;- появляется возможность упорядоченной, также договорно-правовой реорганизации существующих хозяйств «по ходу», а не через разрушение и попытки силового преобразования;- правовое воздействие сверху вниз и снизу вверх позволит сделать гораздо более прозрачной деятельность всех хозяйственных образований на нашей земле и исключит из практики частное распределение при коллективном производстве;- внедрение нашей системы позволит общими усилиями навести порядок на нашей земле в технологии, в организации, учете и  контроле. В первую очередь руками самих работников, на легитимной договорной основе, наводящими порядок и защищающими свою собственность – урожай, имущество и т.п. А государство – регулятор (по Конституции) должно в этом вопросе им помочь, используя свои возможности;- главный правовой принцип, не важно, чья земля, важно, кто хозяин выращенного урожая, должен идейно главенствовать в нашей ситуации. Но при этом каждый пользователь должен всегда помнить, что земля в ПМР есть общенародная собственность и всеми своими действиями и самой жизнью защищать великое право каждого жителя республики, при желании пользоваться землей и оберегать это право для будущих поколений. Если мы хотим быть государством, надо всем беречь это право и не допускать посягательств на него, как со стороны чужих, так и собственных  доморощенных «доброжелателей».Государственное регулирование экономических проблем в АПК ПМР – наиболее верное и достойное направление усилий государства в плане обеспечения собственной продовольственной безопасности.Благополучие и рынок не возникают стихийно. Стихийно возникают только бедствия. Поэтому роль государства в образовании внутреннего рынка и объединения государств в образовании мирового рынка – первичны, а сам рынок выступает как вторичный регулятор. Поэтому версии о том, что придет рынок и все расставит по местам – утопия. Рынок организовывать, «делать» надо.По нашему мнению, внедрение системы разумного правового воздействия на происходящие в агропромышленном комплексе ПМР процессы, во многом способствовало бы возрождению и более эффективному развитию этой важнейшей для Приднестровской Молдавской Республики отрасли народного хозяйства. Реализация положений концепции развития АПК позволит обеспечить продовольственную безопасность ПМР как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития отечественного агропромышленного комплекса, улучшения благосостояния населения.

Василий Гурковский, заместитель Председателя Политического Совета РСПП по вопросам аграрной политики

:
Просмотров: 1067 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru