Главная   | Четверг, 02.05.2024, 03:44

Павел Федоров: Федерализация Украины и интересы Приднестровья
13:09
С избранием на пост Президента Украины лидера Партии регионов Виктора Януковича в соседнем государстве активизировались дискуссии относительно возможной федерализации республики. Причем, эти дискуссии сопровождаются первыми пробными шагами в этом направлении новых властей.

Вице-премьером Правительства Украины, курирующим вопросы региональной политики, назначен Виктор Тихонов.  Этот политический деятель принадлежит к той части Партии регионов, которая ещё в 2004 году стала в непримиримую оппозицию  «оранжевой» идеологии. Для того, чтобы понять ориентиры  деятельности этого теперь уже высокопоставленного государственного чиновника стоит остановиться на идеологических принципах, которые все эти годы отстаивал Виктор Тихонов. В документе под названием «Манифест федерализма, или путь к демократическому государству» (http://federal.org.ua/content/manifest-federalizma-ili-put-k-demokraticheskomu-gosudarstvu), автором которого является В. Тихонов прямо говорится о необходимости введения на Украине двухпалатного парламента, усиления финансовой, а, следовательно, и политической самостоятельности регионов.

В ноябре 2004 года во время Всеукраинского съезда депутатов всех уровней в Северодонецке Виктор Тихонов был одним из активных его участников. На этом форуме он призвал образовать исполнительный орган Луганского облсовета и отдать ему всю полноту власти в регионе. Представителями «оранжевой» власти против Тихонова было возбуждено уголовное дело  по статье «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины», которое было передано в Генеральную прокуратуру.

Очевидно, что В. Тихонов как ни кто лучше подходит на роль реформатора административного устройства Украины в целях  федерализации этого государства.

Кроме того, Виктор Янукович уже неоднократно подтверждал намерение законодательно реализовать положения Европейской хартии о региональных языках. Если это будет сделано, каждый областной совет получит право утвердить на своей территории в качестве официального языка язык, имеющий широкое распространение наряду с государственным. Нет сомнения, весь юго-восток страны в явочном порядке легализует использование русского языка, который неизбежно потеснит государственный язык практически во всех сферах жизнедеятельности русскоязычных регионов. Если этот сценарий реализуется, то Украина, по сути, станет языковой федерацией.

Существуют и иные тенденции, свидетельствующие об усилении роли украинских регионов в экономической и социальной сферах жизни страны. Например, уже неоднократно чиновниками самого высокого ранга были высказаны инициативы о возобновлении работы Совета регионов Украины. Совет регионов  – это консультативно-совещательный рабочий орган, создаваемый для участия в разработке стратегии социально-экономического и культурного развития областей городов и районов юга и юго-востока Украины, а также с целью всеобщей координации их деятельности в составе Украинского государства.  Следует сказать и о том, что опыт работы Совета регионов на Украине уже имеется.  Такой Совет уже учреждался в 2003 и 2007 годах, но в силу ряда факторов конъюнктурного  характера  досрочно  прекращал свою деятельность. Одним из основных приоритетов работы создаваемых ранее аналогов упомянутого органа была разработка новой модели  формирования бюджета регионов. Не исключено, что вновь созданный региональный Совет Украины также будет обсуждать данную проблематику, что на наш взгляд усилит финансовую независимость юго-восточных областей.

Вышеизложенные тенденции несомненно подтверждают тот факт, что предпосылок  федерализации Украины достаточно. В связи с этим возникает резонный вопрос о том, насколько выгодна федерализация Украинской республики для Приднестровья. Возьму на себя смелость утверждать, что такой ход событий однозначно выгоден нашей республике.

Во-первых, федерализация Украины предоставит юго-восточным областям этого государства право ведения собственной, более самостоятельной, чем ранее лингвистической,  культурной и научной политики. Это создаст  условия для расширения гуманитарных контактов между Одесской областью и Приднестровьем. Общая история, схожее соотношение этнодемографических групп, единые  фонетические диалекты общения – все это продолжает роднить нас. Развитие подобного рода связей однозначно благосклонно отразится на культурной жизни Приднестровья. Сотрудничество в сфере просвещения откроет перед системой народного образования Приднестровья беспрецедентные возможности. Десятки школ смогут наладить взаимодействие с музеями, театрами, картинными галереями и другими объектами просветительской инфраструктуры, которых по объективным причинам нет в нашей республике. Перед молодой приднестровской творческой интеллигенцией откроются большие возможности в части реализации своего потенциала на более высоком уровне.     

Не останется без соответствующих выгод и наука Приднестровской Молдавской Республики. Сегодня Приднестровье испытывает колоссальный дефицит в молодых учённых. К сожалению,  Приднестровский государственный университет не в состоянии обеспечить регион должным количеством научных и научно-педагогических работников. Налаживание связей с ведущими одесскими научно-образовательными центрам в кратчайшие сроки  позволит решить в Приднестровье проблему дефицита научных и научно-педагогических кадров.  

Во-вторых,  дальнейшее развитие под влиянием федерализации регионального информационного пространства на Юго-востоке Украины неизбежно создаст условия для интеграции нашего региона в информационное поле русскоязычной Украины. Это сделает приднестровцев более мобильными в информационном плане, разрушит существующую теперь информационную изолированность Приднестровской Республики.

В-третьих,  повышение в силу федерализации экономической самостоятельности Одесской области и других юго-восточных регионов Украины создаст возможности для активизации их взаимодействия с Приднестровьем в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства, торговли, транспорта, развития туристической инфраструктуры и т.п. Все это будет способствовать динамичному росту приднестровской экономики.  Кроме того, проникновение Украинского капитала в Приднестровье создаст предпосылки для обеспечения безопасности нашей республики, т.к. усилит заинтересованность Украинского государства в сохранении политической стабильности и независимости Приднестровья.

В-четвертых, усиление влияния региональных политических элит (прежде всего юго-восточных) на внешнеполитическую и оборонную политику Киева сформирует дополнительные гарантии безопасности нашей республики, т.к. со стороны этих элит следует ожидать лучшего понимания проблем, стоящих пред нашим государством и, как следствия готовности прийти к нам на помощь.

Приведенный перечень аргументов не является исчерпывающим. Автор призывает представителей экспертного сообщества Приднестровья и Украины к дискуссии по вопросам, затронутым в этой статье.

 

Павел Фёдоров, заведующий Центром историко-политических исследований НИИ «Стратегия Приднестровья» 

:
Просмотров: 5845 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru