Главная   | Четверг, 02.05.2024, 14:56

Руслан Юшин: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ПМР: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
16:37
Сегодня одной из самых актуальных проблем для предпринимательского сообщества Приднестровья является переход на новую систему международных стандартов финансовой отчетности. Полный переход на эту систему планируется с 1 января 2011 года. Так почему же сегодня для республики так необходим переход на новые международные стандарты финансовой отчетности?

            В мире существует четыре вида  систем финансовой отчетности. Данные системы схожи между собой, однако  при этом каждая из них имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков по отношению к остальным, но главное, что все они являются интернациональными и унифицированными. В Приднестровье одной из основных и главных причин перехода на МСФО (Международную Систему Финансовой Отчетности) - как один из видов финансовых систем - является необходимость повышения инвестиционной активности и демонстрации инвестиционного потенциала республики. Для республики,  как и для любой экономики,  особенно в кризисные периоды, одним из основных условий  динамичного развития  являются именно иностранные инвестиции. А что такое иностранные инвестиции? Это денежные, материальные и интеллектуальные средства физических и юридических лиц - нерезидентов Приднестровской Молдавской республики, а  решение,  вкладывать ли такие средства в нашу экономику или нет, напрямую зависит от результатов анализа финансовой документации компании-рецепиента и инвестиционного климата внутри республики.

              Второй главной  причиной перехода на новые стандарты является запутанность, сложность и непрозрачность существующей финансовой отчетности в Приднестровье.  Новая система облегчит ситуацию, как для самих субъектов хозяйственной деятельности республики,  так и для всех пользователей финансовой информации - регулирующих и проверяющих структур Приднестровья, а также представителей иностранного капитала. Последнее, т.е. прозрачность и простота финансовых документов  при анализе их инвестором,  - залог положительного решения по поводу выделения средств.

           Сегодня в процессе подготовки  постепенно вырисовываются некоторые проблемы, связанные с переходом на новую систему финансовой отчетности. В принципе разногласий по поводу «переходить или не переходить вообще на новую систему» нет.  И представители исполнительной власти, в лице министерства финансов, министерства экономики, министерства промышленности и законодательная власть, и предпринимательское сообщество, - все в один голос заявляют о том, что переход на новые стандарты необходим. Однако, что касается непосредственно даты перехода и системы взаимоотношений между властью и бизнесом во время переходного периода, то тут существуют некоторые разногласия. Многие предприниматели считают слишком ранней дату 1 января 2011 года и предлагают отсрочить еще на один год подготовительный этап, аргументируя это неготовностью финансовых специалистов к работе в новых условиях по причине еще неполной  адаптации новой системы к особенностям нашей хозяйственной деятельности. Здесь пугает даже не сама неподготовленность и неясность некоторых профессиональных моментов, а скорее ответственность и наказание за допущенные в перспективе  ошибки на первых этапах применения новой системы отчетности. Также  есть вопросы с обеспечением методическими  пособиями, поясняющими и комментирующими тот или иной нормативно-правовой акт. Для субъектов малого предпринимательства очень важной проблемой является отсутствие оборотных средств на внедрение соответствующего  программного обеспечения по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

            Учитывая, что система финансовой отчетности напрямую связана с налоговой и статистической отчетностью, прослеживается некоторая несогласованность между ведомствами в рамках работы по подготовке к переходу к  новым формам отчетности.          Есть множество проблем связанных с отсутствием электронного документооборота при сдаче отчетности, но прежде всего - это потеря для предпринимателей времени в связи бюрократизмом и очередями в соответствующих инстанциях. Сегодня достаточно важным недостатком является отсутствие системы четких и продуманных  законодательных актов, регламентирующих деятельность субъектов предпринимательства в контексте ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, нет четкой позиции со стороны органов законодательной власти и в вопросе о конкретной дате перехода на новые стандарты. Одним словом проблемы есть, и от них не нужно прятаться, их нужно решать.

        Так что же сегодня следует сделать для менее болезненного (для всех сторон) перехода на новую систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности? Прежде всего, должны быть скоординированы усилия по подготовке к переходу на новую систему между всеми участниками данного процесса, а именно: подразделениями министерств финансов, экономики, промышленности, Верховным Советом, общественными объединениями предпринимателей, а также самими предпринимателями. Сделано это должно быть через создание координационного совета или рабочей группы по согласованию вопросов, связанных с переходом на новые стандарты финансовой отчетности и адаптацией данной системы к нашей хозяйственной деятельности. Возможно в 2011 году, в случае введения новых стандартов финансовой отчетности, следует серьезно смягчить меры наказания за нарушение правил по ведению бухгалтерского учета и заполнения форм финансовой  отчетности. В связи с предстоящим реформированием, пользуясь моментом,  следует облегчить  и рационализировать всю систему отчетности для предпринимателей, сделав корректировки и в систему статистической отчетности. Создание электронного документооборота по сдаче финансовой, налоговой и статистической отчетности в самое ближайшее время должно стать одной из основных задач власти сегодня. При решении данной проблемы мы могли бы использовать опыт Российской Федерации и Украины. Верховному Совету  через пересмотр закона «О бухгалтерском учете» и через систематизацию законов, регулирующих деятельность субъектов малого бизнеса, следует уделить особое внимание  приведению в порядок законодательной базы, регулирующей бизнес процессы,  систему отчетности,  а также  моменты, связанные с регулированием финансовых потоков и системы налоговых платежей. Более масштабным должна стать подготовка, а также обеспечение методическими рекомендациями специалистов финансового сектора компаний. Что касается создания нового программного обеспечения для малых компаний, то возможно здесь государству следует вмешаться через частичное субсидирование малым предпринимателям сумм, потраченных на переход на новые информационные продукты.

         В случае проведения всех указанных выше мероприятий, переход на новые стандарты произойдет менее болезненно. В результате,  применение новых стандартов на территории республики существенно облегчит деловые отношения приднестровских предприятий с иностранными партнерами, в республике улучшится инвестиционный климат, повысится инвестиционная активность, экономика Приднестровья станет гораздо более открытой для внешних прямых, а, возможно, даже и портфельных  инвесторов.


Руслан Юшин, заведующий Центром социально-экономических отношений НИИ «Стратегия Приднестровья», магистр международной экономики
:
Просмотров: 1275 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru