Главная   | Четверг, 02.05.2024, 08:26

Иван Войт: В Приднестровье необходимо стремиться к расширению спектра взаимоотношений государства и гражданского общества
09:21
В современном государстве уже невозможно представить политический процесс без деятельного участия институтов гражданского общества. Зачастую именно на уровне неправительственных структур и организаций генерируются многие идеи, способствующие развитию общественно-политической и экономической системы демократического государственного образования.

Развитие общественно-политических институтов в Приднестровье идет интенсивно, а вопрос взаимодействия государства с институтами гражданского общества обретает все большую актуальность, так как охватывает наиболее значимые сферы: информационную, образовательную, социальную, сферу здравоохранения, и, безусловно, область внешней политики.

На заре становления нашей республики именно институты гражданского общества сыграли во многом определяющую роль для государственности Приднестровья. В тот период зародились: рабочее движение (ОСТК), женское движение (ЖЗК), территориально-спасательные отряды (ТСО), казачество Приднестровья и др. Именно их деятельность активизировала процесс формирования приднестровской государственности, а международному сообществу стало известно о борющемся за свои права Приднестровье.

На современном этапе развития Приднестровской государственности, роль институтов гражданского общества и, в частности, неправительственных структур, не является столь же значимой как 15-20 лет тому назад. Этому есть вполне аргументированное объяснение: именно НКО в большей степени являлись и являются катализаторами всякого рода протестных настроений на территории постсоветского пространства (притом эти настроения взращиваются искусственно). Также нельзя не учитывать особое международное положение ПМР и существование ее фактически в условиях постоянной угрозы суверенитету и территориальной целостности. Однако, на наш взгляд, государство в силах отойти от стереотипа тотального недоверия некоммерческим организациям. По крайней мере, прецеденты взаимодействия с неправительственными структурами без ущерба собственной государственности на территории постсоветского пространства есть, и этот опыт нужно использовать в процессе развития приднестровской государственности.

Учитывая миссию неправительственных организаций, призванных участвовать в развитии общественных институтов, в социально-политической структуризации и самоорганизации общества, в обеспечении интересов разных групп населения, в решении актуальных общественных проблем и т.п., можно с высокой долей вероятности предположить, что у государственных структур и организаций гражданского общества в своей принципиальной основе цели совпадают. А значит существует общее «пространство возможностей», которое может быть использовано с обоюдной выгодой и общей пользой для нашего общества и государства.

Еще одним важным аргументом необходимости взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества является внешнеполитический фактор.

Политические события, происходящие в соседних государствах (Украине и Молдове), ярко показывают, что непримиримые подходы в частности к внешней политике ведут к  расколу общества, параличу государственных институтов. Возникновение подобной ситуации в Приднестровье недопустимо, так как создаст угрозу существования республики. В связи с этим следует отметить заинтересованность органов власти в том, чтобы приднестровские общественные структуры, используя общедоступные методы народной дипломатии, включались в международное сотрудничество на равных с зарубежными партнерами, способствуя улучшению имиджа своего государства, органично дополняя внешние связи Приднестровской Молдавской республики.

Участие приднестровских общественных структур в выработке внешнеполитической стратегии государства будет способствовать их саморазвитию, так как для того, чтобы соответствовать высоким требованиям  во взаимодействии как с МИД ПМР, так и с международными структурами, лидерам общественных объединений придется быть компетентными по целому ряду международных проблем, решать задачу по созданию соответствующих экспертных центров.

Нельзя также не отметить тенденции усиления влияния неправительственных организаций в мировой политике и международных отношениях. Налаживание активного взаимодействия государства с такого рода структурами также будет способствовать улучшению имиджа нашей республики на международной арене, станет еще одним важным фактором возможного признания ПМР международным сообществом. Последнее утверждение исходит из того, что международные общественные объединения являются основными консультативными структурами таких авторитетных организаций как ООН, Совет Европы, ОБСЕ и др. Таким образом, располагая к Приднестровью международные общественные объединения, станет возможным воздействие на политику глобальных политических структур.

Таким образом, для того, чтобы придать социально-политической, экономической, международной и другим сферам жизнедеятельности Приднестровского государства новые импульсы и смыслы в развитии, государству необходимо повернуться лицом к гражданскому обществу и установить с ним партнерские отношения. В контексте вышеизложенного нельзя не отметить некоторые положительные тенденции в налаживании такого рода взаимоотношений. Это осуществляется сегодня в форме Общественной Палаты ПМР. Данный представительный общественный орган сегодня являет собой своеобразный «мостик» между обществом и властью, более того, одной из важнейших функций Общественной Палаты является мониторинг общественно-значимых законодательных и иных политико-правовых актов с момента их обсуждения и до вступления в силу. Нельзя не отметить и личностный авторитет членов Общественной Палаты, что является немаловажным фактором в ее деятельности. Однако, на наш взгляд, представительный общественный орган должен максимально работать в связке с самыми разными общественными структурами. Также необходимо стремится к поиску взаимосотрудничества со всеми ветвями государственной власти.

В контексте развития взаимоотношений государства с «третьим сектором» общественной жизни целесообразно также было бы учредить отечественные фонды поддержки НКО, обеспечить им равный доступ к государственным СМИ, продумать механизм обратной связи и взаимного контроля государства и гражданского общества, и т.д. Только в таком случае мы сможем констатировать поистине положительные тенденции  во взаимосвязи «человек-общество-власть» в Приднестровье и стремится к расширению спектра отношений государства и гражданского общества.

Иван Войт, заместитель директора НИИ «Стратегия Приднестровья», главный редактор общественно-политической газеты «Патриот»
:
Просмотров: 653 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru