Главная   | Четверг, 02.05.2024, 14:27

Иван Войт: О некоторых перспективах укрепления и международного признания Приднестровской государственности
13:18
Вот уже на протяжении двух десятилетий Приднестровская Молдавская Республика является состоявшимся государством, которое волею собственного народа выбрало для себя независимый путь развития. Что бы ни констатировали предвзятые и действующие в рамках политики «двойных стандартов» в области международного права структуры, наша республика обладает государственным суверенитетом и всеми атрибутами современного государственного образования. Мы сами, без какого-либо вмешательства извне, решали и решаем, каким образом с учетом своей исторической, цивилизационной и культурной самобытности следует строить демократическое, свободное и справедливое общество и государство.
Законность и обоснованность процесса формирования приднестровского государства, его легитимность и востребованность народом, стабильная жизнеспособность и эффективность государственного управления с неизбежностью требуют запуска механизма юридического оформления фактической реальности – международного признания Приднестровской Молдавской Республики.
Нельзя не отметить тот факт, что обретением своей государственности и фактическим выживанием Приднестровье обязано странам-гарантам в переговорном процессе – России и Украине. На протяжении всего времени существования и развития, Приднестровская Молдавская Республика, являясь оплотом восточно-славянского цивилизационного мира, опиралась и опирается на политическую, социально-экономическую и моральную поддержку этих государств. Укрепление их эффективного взаимодействия напрямую способствует и будет способствовать процессу прогрессивного развития Приднестровья, и мы всецело и искренне поддерживаем наметившуюся особенно в последнее время позитивную динамику  развития российско-украинских взаимоотношений.
Процессу развития взаимовыгодного сотрудничества между Россией, Украиной и Приднестровьем, в целом, и укрепления Приднестровской государственности, в частности, на наш взгляд, будет способствовать активизация взаимодействия между государствами в рамках Новороссийского региона Украины.
Необходимо отметить, что с точки зрения ментальности, этнического самосознания, исторического наследия Приднестровью очень близки юго-восточные регионы Украины (Одесская, Николаевская, Херсонская области, Республика Крым). Жители именно этих территорий (Новороссийского региона) с наибольшим пониманием относятся к государственности Приднестровья. В рамках сотрудничества с Новороссией Приднестровье сможет более активно развивать свою гуманитарную сферу. А в случае экономической интеграции Приднестровья и Новороссии можно уверенно утверждать о появлении новых возможностей для экономического развития нашего региона. Также, по мере взаимодействия в экономической сфере Приднестровья и Новороссийских регионов Украины следует ожидать прихода на наш рынок крупных инвесторов, что будет стимулировать расширение производства и сервиса, создаст дешевые кредитные ресурсы, необходимые для развития малого бизнеса.
На наш взгляд, это один из вариантов альтернативного пути развития Приднестровской государственности в контексте существования как части Русского мира. Последнее означает, что образ жизни нашего народа, экономическая и политическая системы будут эволюционировать. Более того, развитие межрегиональных связей, укрепит ближайший тыл нашего государства, а политические элиты Юго-Востока Украины смогут стать проводниками идеи признания независимости ПМР.
Если говорить о наших западных партнерах Европейском союзе и США, то мы также должны стремиться к развитию с ними взаимовыгодного сотрудничества. Как экономические партнеры мы взаимодействуем практически на всем протяжении существования Приднестровской республики. Товары приднестровских фирм и предприятий пользуются хорошим спросом на западном рынке. Однако политически, Приднестровскую республику Европа, и тем более США, игнорируют.  Вернее, идея дальнейшего развития Приднестровской Молдавской Республики как независимого государства даже не рассматривается ими всерьез. Однако ПМР хоть и «де-факто» но уже существует и прогрессивно развивается как государство, достойное влиться в общую международную семью независимых и признанных государственных образований. И многие ученые, политические деятели, представители культурной интеллигенции, в том числе ЕС и США, это уже признали. Поэтому с уверенностью можно сказать, что на сегодня в приоритете для нас находится не деятельность по доказыванию своей состоятельности перед международным сообществом, а действительное развитие институтов гражданского общества, укрепление основ правового государства, демонстрирование приверженности нормам международного права и другое.
Рассуждая о перспективах международного признания и укрепления государственности Приднестровья нам необходимо исходить из объективной ситуации, сложившей в процессе молдо-приднестровского урегулирования. На сегодня раздельное существование Молдовы и Приднестровья стало не только объективной реальностью, но и единственной и безальтернативной перспективой. Развиваясь и культивируя демократические ценности в основу своей государственности, мы вынуждены исходить из того, что международное сообщество не готово пока к юридическому оформлению сложившейся приднестровской реальности – независимого Приднестровского государства. Мы понимаем, что «приднестровская тема» слишком плотно увязана с интересами мировых и региональных держав – она давно стала одним из пунктов в диалоге России и США, Украины и Евросоюза, поднимается в связи с расширением НАТО. Но вместе с тем, есть и другая сторона вопроса, которую невозможно проигнорировать. Она заключается в том, что граница, проходящая между Молдовой и Приднестровьем, – это не только политическая черта, которую можно стереть в результате взаимовыгодного договора, «замирив» обе стороны комплексом мер доверия. Это «культурно-цивилизационный рубеж», черты которого в последнее время вырисовываются все отчетливее. Таким образом, одним из приоритетов в международной деятельности нашего государства должны стать проекты, которые узнаваемы и направлены на укрепление единства славян в контексте восточно-славянского цивилизационного поля.
Это, во-первых, Союз независимых государств – 2 (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах). Нужно продвигать на новый уровень информационное сопровождение соответствующего проекта. Это будет способствовать его международному развитию (например, активизация информ. ресурсов  Сообщества «За демократию и права народов», «Мы – вместе»; взаимодействие на более высоком уровне с телерадиокомпанией «Мир», создание собственной телерадиокомпании и др.).
Во-вторых, ПМР следует развивать взаимоотношения на местном и региональном уровне между приднестровскими городами и районами и российскими, украинскими, белорусскими, абхазскими, юго-осетинскими и др. «побратимыми» регионами. Самыми действенными методами для исполнение озвученного, будут методы народной дипломатии.
Не следует забывать, что на заре становления нашей республики именно народная дипломатия сыграла во многом определяющую роль для государственности Приднестровской Молдавской Республики. В тот период зародились: рабочее движение (ОСТК), женское движение (ЖЗК), территориально-спасательные отряды (ТСО), казачество Приднестровья и др. Данные структуры гражданской самоорганизации населения ПМР применяли широкий набор методов народной дипломатии, чем активизировали процесс формирования приднестровской государственности, а международному сообществу стало известно о борющемся за свои права Приднестровье.
В современных условиях методы народной дипломатии не менее важны и востребованы для ПМР, чем на заре становления государственности. Таким образом, их нужно развивать во всех направлениях общественно-политической, экономической и культурной жизни республики.
Продолжая вопрос развития приоритетных механизмов укрепления и международного признания ПМР, нельзя не отметить следующие направления деятельности:
1.    Продолжить формирование «странового» проекта Приднестровской Молдавской Республики;
2.    Разработать концептуальный информационный проект по формированию позитивного имиджа Приднестровской Молдавской Республики за рубежом;
3.    Наладить активное взаимодействие государства с международными структурами, такими как ООН и ОБСЕ, что будет способствовать улучшению имиджа нашей республики на международной арене, станет еще одним важным фактором возможного признания ПМР международным сообществом.
4.    Инициировать создание новой парадигмы международного права в вопросах признания независимости и права народа на самоопределение; предложить созвать, например, научно-практическую конференцию под эгидой ОБСЕ, для выработки общих правил признания «государств «де-факто».

Все вышеизложенное, на наш взгляд, есть стратегическая составляющая укрепления Приднестровской государственности. А от деятельности, направленной на фактическую реализацию соответствующих проектов и предложений, будут напрямую зависеть перспективы международного признания Приднестровской Молдавской республики. Последнее, а именно международно-правовое оформление независимости ПМР, должно быть осуществлено исключительно мирным путем и в полном соответствии с универсальным принципом равноправия и самоопределения народов, с учетом неоднократно доказанного, фактического потенциала жизнеспособности Приднестровского государства.


Иван Войт, заместитель директора ИОФ «НИИ «Стратегия Приднестровья», преподаватель кафедры политологии и политических процессов ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
:
Просмотров: 715 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru