ЛИКВИДАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ | 14:06 |
В.В. Хотеев, доцент кафедры «Финансы, учет и аудит» Тираспольского филиала Межрегионалной академии
управления персоналом (г. Киев) ЛИКВИДАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В доперестроечный период
подготовка специалистов осуществлялась в 4 типах учебных заведениий, имеющих
разные цели, содержание, принципы построения учебного процесса: - среднее специальные
экономические учебные заведения; - высшие учебные заведения
общеэкономического профиля, в том числе экономические факультеты университетов; - отраслевые экономические
высшие учебные заведения; - экономические факультеты
высших технических учебных заведений. В средних школах ученики
получали чисто терминологические знания по экономике в рамках обобщенной
дисциплины "обществоведение". Этот предмет, скорее всего, отталкивал,
чем привлекал учеников в дальнейшем заниматься экономикой. И абсолютно
непонятно была мотивация молодежи, поступающих в вузы экономического профиля.
Тогда как по другим, вполне осознанно принимали решение продолжить образование
в выбранном направлении. Помимо этого в области
экономического образования существовала система переподготовки кадров и
повышение квалификации специалистов, которая включала в себя, с одной стороны,
специальные формы переподготовки для лиц, имеющих высшее неэкономическое
образование, с другой стороны, разнообразные формы повышений квалификации для
лиц, имеющих базовое общеэкономические или отраслевое экономическое
образование. В целом повышение
квалификации сводилось к ознакомлению слушателей с очередными решениями партии
и правительства в области экономической политики, а также решениями очередного
Съезда. При этом после каждого Съезда посредством общества "Знание"
организовывалась кампания довести до трудящихся экономическую политику Партии и
Правительства. И ученые, и преподаватели ездили на предприятия, в колхозы и
совхозы с целью довести до широких масс населения очередные постановления
Партии и Правительства в области экономики. Во многих вузах
экономического профиля образование было направлено на подготовку специалистов
узкого профиля начиная с первых же курсов, не получая широкой фундаментальной
экономической подготовки, выпускники экономических вузов могли бы работать
только по выбранной ими специального, не имея потенциальной возможности
переквалифицироваться и сменить род деятельности. Все это обусловлено было
функционированием плановой системы хозяйствования, которая распространялась и
на образование, т.е. в год надо было подготовить столько бухгалтеров, столько
финансистов, столько экономистов для предприятий данного профиля и т.д. В результате, на самом
деле, обеспечивалась всеобщая экономическая безграмотность, которая проявлялась
в неэффективном ведении хозяйства на всех уровнях, в отсутствии культуры
потребления. Сложившаяся система
экономического образования соответствовала обслуживанию интересов
командно-административной системы, в которой преобладали
ведомственно-отраслевое мышление, затратный подход к решению проблем,
экстенсивное развитие. Неэффективная система
экономического образования накладывалась на общую низкую экономическую культуру
населения, воспитывала потребительскую и распределительную нацеленность, для
которого характерна подверженность влиянию политического и идеологического
воздействия, преобладание таких ценностей, как стабильность, уравниловка,
единообразие, неразвитость таких, как успех, риск, предприимчивость, достаток. В настоящий момент
происходит реализация курса на новое качество социально-экономического
развития, который предполагает осуществление глубоких сдвигов, кардинальных
изменений в решающей сфере человеческой деятельности - экономике. Их суть
состоит в проведении радикальных экономических реформ, обеспечивающих развитие
рыночных отношений в стране. Однако начатый процесс перехода к рынку
сдерживается из-за неправильной трактовки некоторых негативных
социально-экономических явлений переходного периода не только частью населения,
но и, казалось бы, образованными учеными экономистами, имеющим непосредственное
влияние на проведение экономических реформ в стране. Почти отсутствует
разъяснение этих явлений чисто экономических на примере других стран, когда
радикальные экономические реформы в первое время приводили к частичным
негативным социально-экономическим последствиям. Ход реформ показал, что
многим хозяйственникам явно не хватает экономических знаний. Оставляет желать
лучшего и квалификация кадров экономистов: они, как правило, не обладают
специальной управленческой подготовкой. Разрешить эту проблему, в
первую очередь, и главным образом, призвана хорошо организованная система
экономического образования. В связи с этим важнейшее
значение приобретает проблема скорейшего формирования и функционирования
системы экономического образования, позволяющая осуществить качественно новый
подход не только к подготовке кадров высокой квалификации в области экономики и
управления, но и переподготовке кадров и повышению квалификации специалистов, а
также экономическому образованию всех слоев общества. Необходимость скорейшей
организации такой системы экономического образования особенно важна в
переходный период для правильного восприятия и поддержки населением
происходящих перемен. Зачастую повышение цен, инфляция, возникновение
безработицы широкими массами населения оценивается как присущее к рынку
явления, и следовательно, возникает негативное отношение к реформам
осуществляющих переход к рынку. В настоящее время повысился спрос на экономическое образование. И численность приема в вузы по различным направлениям остается неизменной. Большой спрос на экономическое образование привело к организации различного рода учебных заведений с усеченными программами обучения к экономике. Возникло немало независимых университетов и школ бизнеса. Большинство из них носят элитарный характер из-за высокой цены обучения. Школы бизнеса отличает несистемный характер образования, набор читаемых курсов зависит от наличия постоянных преподавателей. Часто за красивыми названиями курсов скрывается объективно старое содержание. Формируя программы, большинство школ не думает о системе знаний, а стремится удовлетворить нередко довольно неразвитые вкусы слушателей. Самая большая проблема -
это необеспеченность вузов, среднеспециализированных и средних
общеобразовательных школ высококвалифицированными преподавателями, обладающими
знаниями современной экономической науки и практики. Более того многие
высококвалифицированные преподаватели из-за низкой заработной платы в сфере
образования уходят в сферу бизнеса, зачастую обеспечивая себя заработной платой
в 4-5 раз больше, чем в сфере образования. Наблюдается тенденция у
молодых выпускников вузов желание работать только в коммерческих структурах.
Отказываются идти в науку и работать на должностях в государственных органах и
предприятиях. Некоторые идут в науку лишь с целью обучаться за рубежом. Однако
мало шансов, что они могут вернуться и пополнить ряды преподавателей, опять
из-за низкой заработной платы. Важнейшим аспектом в
обеспечении совершенствования системы экономического образования является
наличие учебников, учебных пособий и методической литературы Если сейчас
посмотреть книжные полки, может создаться впечатление, что с учебной
литературой по экономике все в порядке, т.е. появилась масса переводной
литературы в области экономики. Однако, если учебники по экономической теории
можно использовать в оригинале, то вряд ли это можно сделать с литературой,
посвященной прикладным аспектам экономики. К сожалению, очень мало литературы
посвященной экономике переходного периода. Это вызвано еще и тем, что
удорожание издательской деятельности не позволяет опубликовывать экономическую
литературу. Зачастую создается мнение,
что мы не учитывая специфику нашей страны и менталитет нашего населения, должны
взять одну из моделей экономики Запада и переложить на нас. В данном случае,
если в теоретическом плане экономическое образование должно строится на
изучении закономерностей развития рыночной экономики, то в практическом плане
мы должны пристальное внимание уделять на переходный период и на особенности
отечественной экономики и возможности скорейшего завершения, хотя бы первого
этапа перехода к рыночной экономике. Как раз эти проблемы являются самыми
сложными, так как широкие массы населения должны почувствовать и понять
необходимость проведения радикальных экономических реформ. С другой стороны,
экономическая литература в том числе учебники, учебные пособия не доступны
многим учебным заведениям из-за высокой цены. На сегодня учебные заведения не
получают государственных субсидий, достаточных средств для покупки учебной
литературы, тогда как по правилам учебные заведения должны обеспечить всех
учащихся учебниками. Для поддержки со стороны
населения проведения радикальных реформ необходимость экономического
образования широких масс населения становится первоочередной проблемой. В этом
направлении большую роль могли бы сыграть средства массовой информации. Однако
сильнейшая коммерциализация этих средств не оставляет возможности для
проведения мероприятий по экономическому ликбезу. Пресса в основном
используется для освещения политических событий и распространения коммерческой
информации. Телевидение в своих редких передачах на экономические темы в
основном в форме круглого стола проводит обсуждение очередного указа
президента. Отсутствуют регулярные передачи по экономическому образованию
различных слоев общества. Настал
момент выхода из сложившейся ситуации. И тут не обойтись без помощи
государтсва, как главного менеджера всех процессов жизнедеятельности граждан. В
первую очередь необходимо создать программу повышения экономического
образования граждан. Практика есть. К примеру в России некоторые
территариально-административные субъекты в прошлом году уже ввели такие
программы. В качестве примера можно привести «Долгосрочную целевую программу
повышения финансовой грамотности населения Краснодарского края на 2009-2012
годы» утвержденной потановлением губернатора Краснодарского края от 19.06.2009
№ 513. Опыт
ликвидации экономической безграмотности населения есть во многих государствах. Необходимо
скомпилировать данные эмпирические познания, проанализировать и выработать свою
собственную концепцию развития. Ведь государство гораздо стремительнее будет
развиваться с экономически подкованным населением. : | |
Просмотров: 470 | |
Комментарии
Анонс
Актуальное интервью
Новости партнеров
Опрос

Новостной сервис

Неофициальный сайт г.Бендеры

Газета "Приднестровье"