Главная   | Четверг, 02.05.2024, 11:25

Людмила Адилова: «Социальное настроение в структуре общественного сознания»
19:51
Социальное настроение - это самое массовое явление, которое побуждает социум к различной деятельности, накладывает отпечаток на общественном сознании.
      В своей обыденной жизни слово "настроение" обычно связывается с таким восприятием мира, совершающихся процессов и явлений, когда оно волей-неволей ассоциируется с чем-то изменчивым, что быстро переходит из одного состояния в другое и очень часто даже по неосознаваемым (или частично осознаваемым) причинам. Меняются и сами понятия (вернее, то, что мы ранее под ними подразумевали) и особенно наши представления, обогащенные реальной жизнью, когда в ней происходят существенные изменения, что подвигает нас к иному восприятию и иной трактовке уже, кажется, давно устоявшегося, всем понятного. Нечто подобное происходит и с понятием настроение, когда оно приобретает не просто другое, а принципиально иное звучание, играет иную роль и оказывает иное воздействие на общественную жизнь. И это проявляется в том, что настроение все более трактуется не просто в качестве момента (стороны, структурного элемента) сознания и поведения, а как доминирующий фактор, обращение к которому в известной мере становится центральным, решающим при объяснении кардинальных сдвигов в общественной жизни.
   Говоря о феномене социального настроения, необходимо отметить ряд его сущностных черт.
        Социальное настроение носит результирующий характер, вбирающий в себя одновременно влияние как объективных условий, так и субъективных факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств, умонастроений, ценностных ориентации и установок, который не является их механической суммой или неким условным объединением: это принципиально новое качество общественного сознания, по которому можно говорить о нем с большей долей достоверности и определенности.
      Социальное настроение более определенно и более наглядно и специфически «отражает» предшествующий опыт, «переваривает» его, сопоставляя прошлое, и особенно уже происшедшее в общественной и личной жизни, делая выводы и получая уроки на будущее. В этом случае опыт выступает не как кладезь мудрости, созданный и хранимый на  всякий случай, а как инструмент, прямо влияющий на характер, глубину социального настроения.
      Социальное настроение - это «неотложенное», актуализированное реальное сознание, которое управляет жизнью человека именно в данный момент времени. Несмотря на то, что настроение может иметь волнообразный характер выражения и в нем на первый; план могут выходить те или иные проблемы, оно обладает в целом большей долговременностью своего действия, чем общественное мнение, носящее часто быстро преходящий характер.
      Социальное настроение - это тот элемент реально функционирующего сознания, который означает практическую готовность к действию и является непосредственным предшественником и даже компонентом поведения. Если при изучении общественного сознания мы постоянно убеждаемся, что далеко не все его реальные элементы - информированность, знания, суждения, мнения – приобретают характер активного начала, то социальное настроение - именно тот предшественник (а иногда участник) поведения человека, по которому непосредственно можно судить о действительных реальных намерениях людей, их отношении к окружающему миру и процессам, происходящим в нем.
     Социальное настроение - это еще и фон, который «окрашивает» жизнь людей, показывает с высокой степенью вероятности направленность их поведения и помогает спрогнозировать возможность усиления позитивных и ослабление негативных аспектов общественного сознания.
Но кроме понятия «социального настроения» существует и понятие «общественного настроения». Принципиальных различий между этими двумя понятиями нет, но общественное настроение - более широкое понятие, характеризующее отношение людей к экономическому, политическому, социальному состоянию общества в определенный период времени. Но и социальное настроение формируется под влиянием политических, экономических, социальных и духовных факторов. В этом отношении значительных различий между общественным и социальным настроением мы не находим. Общественное настроение объединяет и побуждает к действию определенные группы, слои населения и даже народы.
      Отличие общественного настроения от социального состоит в том, что общественное настроение - это массовое явление, способное быть движущей силой всего общественного развития, тогда как социальное настроение большей частью - лишь отражение доминант общественного сознания и социальной практики людей, социальных групп и социальной организации общества. А так как все общество социально неоднородно, то и социальное настроение у различных слоев общества тоже может быть разным.
      Социальное настроение может как объединять, так и разъединять людей. Примером является современное состояние общества, когда небольшая часть, используя характерную для переходного периода нестабильность, экономический и правовой хаос, занялась не организацией производства, а личным обогащением за счет обнищания других слоев. Различные периоды жизни общества также могут отражаться в социальном настроении.
       В чем же значение социального настроения как доминантной характеристики общественного сознания и поведения людей?
      Во-первых, оно отражает то, что среди факторов, определяющих содержание и вектор происходящих изменений во всем мире и нашей стране, существенную и все возрастающую роль играет субъективный. На это все большее внимание обращает наука, это признает и общественная практика.
      Слишком много исторических событий за последнее время произошло под
влиянием ситуативных, волевых и даже случайных обстоятельств и поступков государственных и общественных деятелей. В этих условиях особо значимыми оказались предпочтения и склонности людей, продиктованные быстро происходящими изменениями в обществе. Более того, в ряде поворотных моментов в истории они сыграли если не решающую, то значительную роль в предопределении вектора исторического развития. Оно отражает и тот факт, что человек не просто влияет на окружающий мир - он активно участвует в его конструировании. Тем более что социальное настроение выступает объективированной субъективностью, когда жизнеощущение, умозаключения, ценностные ориентации и установки людей все больше становятся самодовлеющей социальной силой, способной предопределять направленность общественных изменений. Ценность и важность использования понятия "социальное настроение" связаны с тем, что оно "гасит" крайности при характеристике состояния отдельных компонентов общественного сознания и поведения людей и не дает политическим силам и особенно средствам массовой информации манипулировать социологической информацией. Как это происходит на деле?
      С одной стороны, апологеты катастрофизма, прорицатели социального взрыва обычно оперируют представлениями о бедности и нищете, о падении доверия ко всем политическим институтам, начиная от президента до местной власти, о деградации нравов, о боязни людей перед растущей преступностью. Именно эти данные - и данные в целом верные - дают основания для вывода о грядущем социальном взрыве.
        Преобладание в российских СМИ истероидного поведения способствует конфликтным отношениям СМИ и государственной власти. Чаще СМИ формируют негативное отношение гражданского общества к государству, посредством замалчивания позитивных результатов деятельности власти, пристрастного обнародования негативных фактов, публикаций компромата, использования различных приемов для создания негативного образа и откровенного искажения информации. 
       С другой стороны, ревнители либерально-капиталистического пути развития с тем же основанием и убежденностью доказывают, что, несмотря на все трудности, большинство людей поддерживают идеи рынка, население согласно еще потерпеть в ожидании позитивных перемен, что люди выступают против крайностей как левого, так и правого плана и т.д. И на этом основании делается вывод, что, несмотря на трудности, Россия и ее население движется в правильном направлении и следует лишь исправить случайные ошибки. В этой связи показательно, что такие данные - и тревожные, и успокаивающие - дают практически все заслуживающие доверия социологические организации и центры изучения общественного мнения. Но вот что поразительно - при всех колебаниях политического курса, при значительных перепадах в показателях отдельных компонентов общественного сознания и поведения неизменным остается индикатор социального настроения вот уже в течение нескольких лет.
       Именно новый подход, попытка вскрыть и знать истину в более полном и развернутом виде и определяет актуальность и значимость феномена социального настроения, которое во многом характеризует не только личную, но и трудовую, и политическую, и духовную жизнь людей. Социальное настроение концентрирует в себе и определяет сознательные (или разрушительные) силы общества. Оно никогда не играло такой мощной роли, как на современном этапе человеческой истории, знаменуя тем самым новую качественную определенность в ее развитии. Такой подход, на мой взгляд, отражает процесс все большего превращения субъекта истории - людей - в активную преобразующую силу, начало которому было положено великими буржуазными революциями, когда человек стал самоценностью исторического развития, действительным участником происходящих изменений, что вызвало появление и самой социологической науки. В этих условиях социальное настроение олицетворяет такой компонент общественного сознания, который с большей степенью достоверности свидетельствует о действительной потенциальной мощи интеллекта народа, о степени и уровне понимания и осмысления людьми окружающей их реальности и готовности действовать в соответствии со сложившейся ситуацией. Таким компонентом, по которому можно судить о помыслах людей и предрасположенности к активному участию в происходящих вокруг них процессах, является социальное настроение, под которым мы понимаем целостную доминантную характеристику общественного сознания и готовности его реализовать на практике с определенной ценностной установкой. При внимательном анализе этого явления можно придти к выводу о достаточной его конструктивности, которая помогает вычленить из структуры общественной жизни наиболее важное и значимое звено, по сути дела воплощающего и выражающего самую активную его компоненту. Все это свидетельствует о том, что социальное настроение во многом, а иногда в решающей степени определяет ход социально-экономических, социально-политических и духовных процессов, обнаруживая тем самым возросшую, а иногда ведущую роль субъективного фактора при решении самых различных общественных проблем.
  
Людмила Адилова, вице-президент Фонда развития государственного права и гуманитарных проектов, профессор Российского государственного гуманитарного университета, доктор политических наук
:
Просмотров: 1135 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru