НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ | 16:41 |
Н.В. Бородина, политолог, ведущий научный сотрудник Исследовательско-аналитической группы «РЕАЛИС». НАРОДНАЯ
ДИПЛОМАТИЯ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В большинстве современных словарей народная
дипломатия определяется как «разнообразные формы широкого общественного
движения людей разных стран в целях общения, познания друг друга (марши мира,
международные круизы, туризм и т.п.)[1]. В более широком смысле народная (гражданская) дипломатия
представляет собой неофициальную деятельность независимых от правительств
физических и юридических лиц, неправительственных организаций (НПО), движений и
институтов, направленная на сохранение мира на Земле, развитие и улучшение
межгосударственных отношений, на развитие дружбы, взаимопонимания и
сотрудничества между народами[2]. В современном мире народная дипломатия давно стала
важной составляющей частью дипломатии официальной, превратившись в полноправный
субъект мирового политического процесса, который активно влияет на его динамику
и развитие. По масштабам деятельности, географической
распространенности, поставленным целям и задачам, народную дипломатию принято
подразделять на четыре базовых уровня: международный, межгосударственный,
внутригосударственный и межрегиональный (трансрегиональный). На каждом из перечисленных уровней гражданская
дипломатия обладает определенными целями и задачами, собственным набором ресурсов,
форм и методов работы, а также своим правовым статусом. Сегодня основной целью и главной движущей силой
развития народной дипломатии, непосредственно соприкасающейся с целями дипломатии
официальной, является реализация интересов общества конкретного государства,
которые являются составной частью государственных интересов в целом. Сегодня
под государственными интересами понимается совокупность долгосрочных программно-целевых
установок, реализация которых гарантировала бы государству сохранение
суверенитета и безопасности[3]. Такое важное общественное явление как народная
дипломатия активно развивается в Европе, в Средней Азии, на Востоке. К примеру,
в Китае мероприятия народной дипломатии стали важной основой для дипломатии официальной.
В настоящее время Китай сделал акцент на развитие и укрепление межгородского
сотрудничества, которое играет все более важную роль в международных отношениях
на фоне развития процесса глобализации. В соответствии с общим планом китайской
дипломатии КНОДЗ создало Общество китайско-арабской дружбы, Ассоциацию Китая и
стран ЕС, Ассоциацию Китая и стран АСЕАН, рассматривая развитие народных
обменов с развивающимися странами как отправную точку в осуществлении
дружественного общения с соседними странами. Методы гражданской дипломатии во многом сходны с
официальной дипломатической практикой: неофициальные визиты, участие в конгрессах
и конференциях, участие в работе международных организаций с правом
совещательного голоса, участие в согласовании, подготовке и разработке
документов, заключение многосторонних договоров и соглашений о взаимодействии и
сотрудничестве и т.п. Вместе с тем в арсенале народной дипломатии имеются и
свои специфичные и вполне эффективные методы: Акция протеста – действие или выступление с целью выражения
несогласия или возражения. Это один из самых распространенных методов
гражданской дипломатии, который применяется в случаях, если действия
официальных структур идут вразрез с основными целями гражданского общества. В
гражданской дипломатии особенно активно этот способ применяется при решении
политических, гуманитарных и экологических задач. В России с 2008 по 2010
проводится общенациональная акция протеста «День гнева» против социальной
политики властей, за реформы ГИБДД, выдвигаются и другие требования. Можно
привести пример более острых по характеру акций протеста в Грузии в 2009-2010 гг.,
на которых ведущие оппозиционные партии Грузии требуют отставки президента
страны Михаила Саакашвили, обвиняя в проигранной войне, в потере Абхазии и
Южной Осетии, а также в низком уровне жизни значительной части населения. Акция поддержки (солидарности) – действие или выступление с целью единодушного
одобрения, активного сочувствия чьим-либо действиям или мнениям. Акция
солидарности в Белоруссии – борьба за
свободу политзаключенных, в поддержку семьям пропавших белорусских журналистов
за свободу и демократию в государстве (проходит с конца 2005 года), данная
акция была поддержана в Польше, Чехии, США, Украине, России, Бельгии, Швеции,
Эстонии и других странах мира. Акции протеста и поддержки (солидарности) тоже имеют
свои формы. Акторы (участники, субъекты) гражданской дипломатии в соответствии
с законодательством своей страны могут открыто выражать свой протест или
выступать в защиту тех или иных действий правительств в следующих формах: – демонстрации (марши) – массовые шествия для
выражения общественно-политических настроений; – митинги – массовые собрания для обсуждения
политических и других неотложных вопросов текущей жизни; – политические забастовки – прекращение работы лицами
наемного труда и предъявление политических требований к правительству; – пикеты – группы бастующих, патрулирующие в районе
забастовки; – сбор подписей под воззваниями и обращениями. Поиск консенсуса – обсуждение какого-либо спорного вопроса на
собрании, в печати, в беседе. В гражданской дипломатии сегодня это один из главных
наиболее цивилизованных методов достижения согласия между противоборствующими
сторонами. Поиск консенсуса имеет разные формы осуществления: общественные
форумы, конференции, «круглые столы», частные беседы, дискуссии в печати и в
Интернете, создание международных временных общественных объединений для
решения конкретных задач: организаций, комитетов, центров, рабочих групп и т.п. Сотрудничество – этот метод является одним из основных в арсенале
гражданской дипломатии. По характеру акторов сотрудничество может подразделяться
на: ·
сотрудничество
акторов гражданской дипломатии с представителями официальных международных или
государственных структур; ·
международное
сотрудничество различных акторов гражданской дипломатии (многостороннее
сотрудничество); ·
сотрудничество
акторов гражданской дипломатии на двусторонней основе. По своим целям и задачам сотрудничество может подразделяться
на: политико-правовое, экономическое, гуманитарное, научно-техническое, сотрудничество
в сфере экологии, в области культуры, образования, спорта, туризма и в других
областях. Формы сотрудничества многообразны и зависят от характера
сотрудничества, от конкретной области сотрудничества, а также от поставленных
задач. Информационно-просветительская деятельность является одним из важных методов решения целого ряда
задач, которые ставит перед собой гражданская дипломатия. Например, она играет
особую роль в формировании добрососедских отношений, в укреплении
взаимопонимания и взаимодоверия, в снятии «имиджа врага», «черной дыры» и т.п.
(что особенно актуально для Приднестровья в контексте многолетнего процесса
молдо-приднестровского урегулирования). Кроме того, просвещение необходимо при
решении ряда политических, гуманитарных, экологических, научно-технических и
культурно-образовательных задач. Распространение информации происходит через
традиционные СМИ, по сети Интернет, в ходе информационного обмена с парламентариями,
журналистами, бизнесменами, научно-технической и творческой интеллигенцией,
военными, представителями профсоюзных, религиозных и других организаций,
контактов с соотечественниками, живущими за рубежом, путем выпуска специальной
и художественной литературы. Кроме того, просветительская деятельность может
иметь следующие дополнительные формы: преподавание своего языка и культуры за
рубежом; конференции, симпозиумы, встречи; лекции и семинары; создание учебных
и исследовательских центров за рубежом и другие культурно-просветительские
мероприятия. Важным этапом является формирование общественного мнения. Акторы гражданской дипломатии могут проводить
собственные социологические опросы, анкетирование, выяснение позиций
большинства граждан по различным вопросам. Они могут публиковать воззвания и
обращения к правительству, устраивать публичные дискуссии в СМИ и ставить
официальные органы в известность о результатах своей работы. Конечным продуктом
являются выработка и предоставление рекомендаций или альтернативных путей
решения различного рода задач, стоящих перед официальными органами. Исследуя тематику народной дипломатии в Приднестровье,
можно отметить, что основной целью народной дипломатии ПМР (равно как и официальной
дипломатии) является достижение международного признания Приднестровской
Молдавской Республики и обеспечение общественно-государственных интересов на
международном уровне. Кроме того, народная дипломатия Приднестровья
преследует цели создания позитивного имиджа государства за пределами
республики, содействия развитию всех сфер общественной жизни, сохранению
исторического наследия Приднестровья, укреплению дружественных международных экономических,
научно-технических, гуманитарных, духовно-просветительских и культурных связей. На заре становления нашей республики народная
дипломатия сыграла во многом определяющую роль для государственности Приднестровской
Молдавской Республики. Осенью 1991 года стихийный митинг женщин в Тирасполе,
возмущенных похищением приднестровских лидеров, перерос в мощный процесс массовой
организованной борьбы за их освобождение из кишиневской тюрьмы. В тот период
зародились: рабочее движение (ОСТК), женское движение (ЖЗК), территориально-спасательные
отряды (ТСО), казачество Приднестровья и др. Данные структуры гражданской
самоорганизации населения ПМР применяли широкий набор методов народной
дипломатии – митинги, забастовки, пикеты, сборы подписей, выпуски
информационных бюллетеней, печатных листков, радиотрансляции, отправка
агитбригад в Россию и Украину и т.п. Именно их деятельность активизировала
процесс формирования приднестровской государственности, а международному
сообществу стало известно о борющемся за свои права Приднестровье. Со
становлением и развитием всех атрибутов государственной власти ПМР активная народная
дипломатия постепенно стала уходить на второй план (что также связано с естественным ослаблением
роли данных структур в повседневной жизни республики). Однако в современных условиях методы народной
дипломатии не менее важны и востребованы для ПМР, чем на заре становления
государственности. В качестве положительной тенденции можно отметить,
что с ростом политических партий и общественных организаций в ПМР вначале
2000-х гг. интерес к такому общественному явлению, как народная дипломатия стал
постепенно возрастать. Знаковым достижением в области развития народной
дипломатии Приднестровской Молдавской Республики стала разработка
государственной Концепции народной дипломатии ПМР в 2008 году[4]. В рамках
данной Концепции органами исполнительной власти проводился ряд мероприятий,
направленных на взаимодействие субъектов гражданской дипломатии с органами
государственной власти. Одним из таких мероприятий, стало совместное проведение
международного съезда, посвященного проблемам защиты общепринятых прав человека
в регионах постсоветских конфликтов. В форуме приняли участие представители
Украины, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Съезд обратился к Президенту РФ
Дмитрию Медведеву с просьбой начать процедуру международного признания ПМР. Также в рамках народной дипломатии на
внутригосударственном уровне проводилась масштабная акция под названием
«Встреча трех поколений». Целью ее было воспитание молодого поколения на опыте
ветеранов, стоявших у истоков приднестровской государственности, защищавших ПМР
от агрессии РМ и внесших вклад в государственное строительство. В акции
принимали участие такие общественные организации Приднестровья как Объединенный
Совет трудовых коллективов республики, «Боевое братство», Союз защитников
Приднестровья, русские, молдавские и украинские Общины, студенческие
объединения. Традиционным направлением народной дипломатии
Приднестровья являются культурные обмены. Международная ассоциация работников
культуры и искусства (МАРКИС) – активный представитель этого направления.
МАРКИС тесно сотрудничает с Государственным российским Домом народного
творчества, Ассоциацией деятелей культуры и искусства Украины,
Тираспольско-Дубоссарской епархией, обществом историков-архивистов ПМР, Союзом
художников Приднестровья, национально-культурными обществами и учреждениями
культуры России, Украины, Белоруссии и др. За последнее десятилетие в Приднестровской Молдавской
Республике активизировалась такая форма народной дипломатии как парламентские
контакты. Верховный Совет ПМР ведет активную деятельность по сотрудничеству с
различными международными общественными организациями, заключает многосторонние
и двусторонние соглашения в различных областях с представителями народной
дипломатии братских народов России, Украины, Абхазии, Южной Осетии и др. Под
эгидой ВС ПМР проводится большое число международных научно-практических
конференций и форумов по актуальным вопросам развития Приднестровской
Молдавской Республики. Только за последний год состоялось несколько
международных научно-практических конференций: «Приднестровье в новом
политическом и социально-экономическом пространстве» Еще одним значимым элементом народной дипломатии
является деятельность неправительственных организаций в
экономико-предпринимательской сфере. Так, под эгидой общественной организации
Тргово-промышленная палата (ТПП) ПМР 4-5 июня Важным инструментом народной дипломатии Приднестровья
может стать деятельность недавно созданной Общественной палаты ПМР, первое
заседание которой прошло 15 марта Во многих государствах современного мира подобная
общественная структура представляет собой удобную площадку для артикуляции и
продвижения гражданских инициатив, а также является важным механизмом прямого взаимодействия с органами государственной власти. К
примеру, в Российской Федерации в 2006 году в структуре Общественной палаты была
создана Комиссия по международному сотрудничеству и общественной дипломатии,
которую возглавил известный политолог В.А. Никонов. Подводя итог, необходимо отметить, что акторы
гражданской дипломатии могут оказывать сильное влияние на власть, которая,
принимая те или иные политические решения, вынуждена считаться с общественным
мнением и гражданскими интересами. Для более плодотворного решения международных и
государственных задач гражданская дипломатия и правительственные структуры
нуждаются друг в друге. Сегодня в современном обществе утверждается понимание
того, что без сильного ответственного государства невозможно обеспечить
адекватную вызовам современности защиту национальных интересов, защиту своих
граждан от внешних и внутренних угроз. Но очевидна и обратная связь – сила и
достойное место государства в мире сейчас во многом зависят от поддержки и
доверия со стороны собственных граждан. Иными словами – без объединения усилий
государственных органов с институтами гражданского общества, в т.ч. и в
обеспечении национальных интересов, ни одно важное для страны преобразование не
имеет шансов на успешную и полную реализацию. В этом плане весьма показательным является принятый
на вооружение руководством Российской Федерации подход, выраженный лозунгом: «сильное
государство нуждается в партнерстве с сильным гражданским обществом»[5]. В контексте основного стратегического вектора
Приднестровья, выраженного нашим обществом на референдуме 17 сентября Народная дипломатия Приднестровской Молдавской
Республики является весомым фактором укрепления взаимоотношений с родственными славянскими
народами России и Украины, с братскими народами Абхазии, Южной Осетии и
Нагорного Карабаха, а также важной составляющей развития самого
приднестровского государства. Качество развития Приднестровья, состояние
международных связей и устойчивость позиций ПМР на мировой арене во многом будут
определяться качеством и уровнем взаимодействия государственной власти с представителями
народной дипломатии. ЛИТЕРАТУРА: [1]Толковый словарь Ожегова // http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6634 [2] Медведева Т.И. Основные методы и формы гражданской дипломатии в современном политическом процессе / Журнал Власть. - №4. – 2007 – С. 71. [3] Благодатских И.М. Устойчивость политической системы и развитие межгосударственных отношений // Стратегия устойчивого развития: современный мир – Приднестровье. – Тирасполь: ЦСПИ «Перспектива», 2003 – С.118. [4] Разработка концепции народной дипломатии ПМР // Пресс Центр Межведомственного Координационного Совета при Президенте Приднестровской Молдавской Республики // http://mkspmr.idknet.com/content/view/3033/230/ [5] Выступление
Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова «О взаимодействии МИД России с НПО и
гражданским обществом», 18 января : | |
Просмотров: 1112 | |
Комментарии
Анонс
Актуальное интервью
Новости партнеров
Опрос

Новостной сервис

Неофициальный сайт г.Бендеры

Газета "Приднестровье"