Главная   | Четверг, 02.05.2024, 01:21

Организация Объединенных наций: риски и шансы современного этапа развития
14:54
Как следствие политических событий последнего десятилетия ХХ века, в деятельности ООН – ведущей международной организации, регулировавшей и координирующей мировое развитие на протяжении более чем полувека, сложился системный кризис. В китайской транскрипции иероглиф, обозначающий «кризис», включает в себя два элемента – «риск» и «шанс». В чём же на сегодняшний день заключаются риски и шансы Организации Объединённых Наций?
Риски – в попытках удержать мировое развитие в существующих рамках; в порой выжидательной позиции при оценке и решении острых проблем, возникающих в практике международных отношений; в откровенной ангажированности некоторых решений.
Шансы, на наш взгляд, – в адекватном реагировании и оптимальном решении двух взаимосвязанных проблем – развития института международного признания государств и обеспечения региональной безопасности.  
Анализ основных международных документов, в той или иной степени связанных с институтом признания, показывает, что практически в каждом из них заложена некоторая коллизия, вытекающая из противоречия двух основных принципов развития мировой политической системы и государственного строительства – права народов на самоопределение и нерушимости границ. Это означает, что проблема заключается не в соответствии или несоответствии политической ситуации в непризнанных государствах нормам международного права, а в отсутствии в международном праве механизма признания новых государств и в двойных стандартах со стороны международного сообщества по отношению к ним.
В течение ХХ в. мы имели возможность наблюдать значительные изменения, которые претерпело мироустройство. В результате в политической и юридической науках сложилась методологическая проблема, связанная с необходимостью  уточнения современного понимания института признания, а значит и суверенитета, и государства в целом. Обозначенная проблема связана с противоречием между фактом возникновения на политической карте мира новых независимых государств, высокой степени вероятности продолжения этого процесса в перспективе мирового развития и незавершённостью теоретико-методологических и практических подходов, касающихся различных аспектов института признания.
Оценивая современное состояние механизма международного признания государств, необходимо заметить, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. Основной массив норм по международному признанию государств содержится в праве международной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы в праве международных договоров, праве международных организаций и др. Комиссия международного права при ООН ещё в 1949 г. включила в список тем, отобранных для первоочередной кодификации, вопрос о признании государств и правительств, однако до настоящего времени вопрос кодификации остаётся открытым.
Наряду с проблемой собственно признания государств (т.е. с проявлением политической воли конкретного государства, обладающего международным признанием, относительно признания того или иного самоопределившегося государства) в современной политической практике существует проблема коллективного признании, которая возникает по поводу членства нового государства в международных организациях, в частности, в Организации Объединённых Наций. Международное признание государств – акт политический, не поддающийся в общем виде международно-правовой регламентации. Вместе с тем это не акт произвола, поскольку закономерной целью признания является нормализация взаимоотношений между соответствующими субъектами признания в рамках действующего междуна¬родного права.
Непризнанные государства, представленные в современном политическом поле, находятся в центре повышенного внимания политиков и учёных. Формы и степени их признания, на наш взгляд, определяются требованиями реальной политики. При этом комплексный анализ и прогнозирование развития непризнанных государственных образований как фактора мирового развития очень важен при формулировании современных стратегий национальных интересов и безопасности, прежде всего региональной.
Сфера компетенции и пути обеспечения региональной безопасности определены Уставом ООН и предусматривают мирное урегулирование споров, предупреждение конфликтов между членами региональной системы; организацию коллективных мер по пресечению актов агрессии и устранению угрозы миру; превентивную дипломатию, поддержание, установление и укрепление мира в постконфликтный период.
Трансформационные процессы, начавшиеся в Европе в конце 1980 - начале 1990-х годов и связанные с  распадом СССР и Югославии, положили начало открытой ревизии принципов «вестфальского мира» и создали тем самым угрозу европейской (а в перспективе – и глобальной) безопасности. Так, статус государства-члена ООН не стал для Югославии иммунитетом от интервенции. И дело здесь, на наш взгляд, не только и не столько в обесценивании международных правил игры, сколько в их изначальной двусмысленности. Вопрос о признании или непризнании де-факто сформированных государств не имеет однозначного нормативного решения в рамках сложившейся системы международного права. Поэтому руководству ООН необходимо предпринимать более энергичные действия и вводить нормы, связанные с признанием государств, в более чёткие правовые рамки.
Международное обязательство воздерживаться от использования или угрозы использования силы является нормой международного обычая, зафиксированная многими  международными политико-правовыми актами, но в политической практике эта норма не работает, став «жертвой» узких политических расчётов. В процесс урегулирования конфликтов вокруг непризнанных государств втягивается всё большее число акторов мировой политики. Зачастую их действия весьма далеки от задач установления прочного мира в конфликтных регионах, диктуются стремлением к переделу сфер влияния в мировом политическом пространстве. Не дают результатов и попытки более активного подключения к переговорному процессу международных структур (в т.ч. и ООН) оказываются значительно менее эффективными, чем можно было ожидать.
Политика «двойных стандартов» относительно тех или иных непризнанных государств ещё больше размывает и без того «слабое» международное право.
Проблема непризнанных государств – важный показатель способности международного сообщества содействовать решению «замороженных конфликтов» не насилием, а путём переговоров и политико-правового регулирования. Последнее возможно лишь в условиях гарантированного невозобновления военных действий и укрепления мер доверия между сторонами конфликта при активном участии самих де-факто государств. Необходима также скорейшая выработка правовых критериев их признания. Всё это вместе взятое и будет способствовать формированию эффективной системы международной и региональной безопасности.

Светлана Осипова, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко

 
   










:
Просмотров: 820 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru