Инициатива США
разместить системы ПРО в Румынии и Болгарии, ставшая известной в прошедшем
месяце, вызвала серьёзный резонанс в региональных СМИ. Данный шаг Вашингтона
собственно не удивителен и стал вполне прогнозируемым событием, которое, по
мнению многих политологов, является логическим продолжением наращивания
военно-политического присутствия НАТО в Черноморском и Балтийском регионах. Не
исключено, что данный ход является компенсатором потери влияния Запада на
Украине, где сегодня наблюдаются
очередные политические трансформации, не исключающие пересмотр
внешнеполитических ориентиров этого государства. Неопределённость Украины, наличие массовых
протестов крымчан, касательно размещения американского военно-морского
контингента, усиление присутствия российских ВМС в Чёрном море – всё это
создаёт прецеденты, которые играют роль
сильного раздражителя американских
силовиков. Кроме того, планируемая диверсификация
поставок российского газа в Южную Европу, посредством строительства подводного
газопровода SouthStream (Южный поток), приведёт к сокращению
геополитического влияния Украины, что сделает её менее интересной для
заокеанских внешнеполитических ведомств.
Более серьёзную роль в региональной геополитике, начиная с 2015 года (год ввода газопровода SouthStream в эксплуатацию), станет играть
как раз Болгария, через которую будет осуществляться распределение поставок
голубого топлива в Италию, Сербию, Австрию, Венгрию и Словакию, и где также
планируется размещение американской системы ПРО. Болгария станет главным
приёмником-распределителем топлива, поставляемого из России, кроме того,
газопровод будет проходить практически вплотную к границе с Румынией, что на
наш взгляд и является одним из факторов принятых за океаном решений относительно усиления
военного присутствия в данном регионе. Главным геополитическим козырем России в начале
XXI века будет газовая
труба, что во многом станет
инструментарием строительства
отношений с экономически сильной Европой. США продолжают сегодня бояться
развития российско-европейской взаимозависимости, ибо она ведёт к усилению, как
политического влияния ЕС в мире, так и экономическому усилению России, что
априорно не выгодно американцам. Заявление
Игоря Смирнова о содействии размещению Российской стороной комплексов тактического назначения «Искандер»
на территории Приднестровья выглядит вполне оправданным и целесообразным шагом,
полностью отвечающим всем известным канонам политического реализма. Напомним, что Российская сторона уже
выступала с инициативой размещения комплексов
«Искандер» в Восточной Европе. Тогда это было связанно с сохранением баланса
сил после авантюрного проекта американских силовиков установить систему ПРО в
Польше и Чехии, что объяснялось до боли наивными аргументами Вашингтона
защитить европейских союзников по НАТО от иранских и даже, как бы это не
казалось комичным, северо-корейских баллистических ракет. На то время Россия разыгрывала карту
Калининградской области, именно здесь она планировала развернуть тактические
военные комплексы ближнего радиуса
действия. Хотим
напомнить, что оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Искандер»
создавался в условиях действия Договора по ракетам средней и малой дальности 1987 года и отказа от применения ядерного
оружия на театрах военных действий противостоящими сторонами. В связи с этим
комплекс создавался с учетом предъявляемых к вновь разрабатываемым ракетным
комплексам таких принципиально новых требований, как: отказ от применения
ядерного оружия и использование боевых частей только в обычном снаряжении,
обеспечение высокой точности стрельбы и управление ракетой на всей траектории
ее полета. Мобильный высокоточный оперативно-тактический ракетный комплекс
предназначен для поражения боевыми частями в обычном снаряжении малоразмерных и
площадных целей в глубине оперативного построения войск противника. Одной из основных целей комплекса «Искандер»
являются как раз средства противоракетной и противовоздушной обороны, что на
наш взгляд отнюдь не случайно. С
точки зрения прагматичного геополитического подхода размещение
оперативно-тактических ракетных комплексов в Приднестровье является сегодня вполне актуальным манёвром и в первую очередь для
России. Во-первых, Москва может сохранить и даже усилить своё влияние в
регионе посредством установления баланса
сил. Во-вторых, Кремль получит в руки достаточно сильный инструментарий военно-политического влияния не только на
Черноморский регион, но и на Балканы, где наблюдается явный дисбаланс влияния в пользу Вашингтона. В-третьих, в руки Московских
внешнеполитических ведомств попадёт явный козырь, который в свою очередь
позволит создать эффективную систему безопасности и гарантированности
стабильных поставок российского газа по дну Чёрного моря через Болгарию в Южную
Европу, что тоже немаловажно с точки зрения
экономических резонов. Безусловно,
реализация рассматриваемой инициативы должна по логике вызвать эскалацию
военно-политической напряжённости, подвергнет эрозии относительно стабилизировавшиеся
российско-американские отношения. Вместе с тем автор полагает, что не стоит
тянуть одеяло вины на себя. Соединенные Штаты всегда играли весьма оригинально
на сцене мировой политики. Им удавалось, проводя эффективные информационные
войны, переворачивать ситуацию таким образом, что их сторона оставалась в роли
последовательного миротворца. Так было в период Карибского кризиса 1962 года,
когда многие страны сочли, что именно СССР ставит мир на порог ядерной войны, в
то время как на самом деле размещение советских баллистических ракет среднего
радиуса действия на Кубе было лишь логическим ответом на размещение ракет
подобного класса в Италии и Турции. Аналогичная ситуация сложилась когда Россия
ввела войска в Грузию дабы защитить братский осетинский народ от геноцида со
стороны Саакашвили. Всему миру эта
военная кампания была представлена как агрессия России, против мирного народа
Грузии. И вообще не совсем понятно,
почему только российские политические лидеры должны думать о безопасности и
стабильности ситуации. Было бы хорошо, если бы об этом задумались те люди,
которые первыми расставляют
радиолокационные станции и ракетные комплексы в странах Европы, в том
числе Польше, Чехии, Прибалтике, а в перспективе в Румынии и Болгарии. Мы
полагаем, что если всегда опираться на страх эскалации напряжённости и
выстраивать свою внешнюю политику на принципах постоянных уступок, дабы
избежать новой холодной войны, то можно оказаться в такой ситуации, какой
оказалась Европа перед активной фазой Второй мировой войны. Напомним, что тогда
Великобритания и Франция также шли на многие уступки для того, чтобы утолить
геополитический голод Гитлера, отдавая ему безнаказанно то Чехословакию, то
Польшу. К чему привели эти усмирительные игры, мы все прекрасно знаем:
человечество вынужденно было пережить самую страшную военную авантюру за всю
историю цивилизаций. Все
приведённые аргументы, по мнению автора,
являются вполне объективным подтверждением актуальности высказанной
Президентом ПМР готовности, не взирая ни
на что дать полное согласие на усиление военно-стратегической миссии России в Приднестровье. Павел Фёдоров – Заведующий центром
историко-политических исследований НИИ «Стратегия Приднестровья»
: |