РОЛЬ ДОСТОЙНОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА | 14:04 | |||||||||
И.Н.Узун, Канд. экон. наук, Старший преподаватель кафедры «Экономическая теория»
Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко Построение гражданского общества не возможно без
обеспечения права на достойный труд и его оплату. Достойный труд предполагает под собой безопасность и гигиену труда, гарантии дохода
и доступность социальных услуг, надлежащие доходы в старости и в случае
болезни, а также право организовываться и защищать свои права, право быть
свободным от насилия и угнетения. Достойная
оплата труда является системообразующим
элементом механизма функционирования гражданского общества. К сожалению, за годы рыночных реформ отечественной
экономики ее размер существенно сократился, исчезла регулярность в ее получении
при одновременном снижении покупательной способности. Это в свою очередь
привело к ослаблению трудовой мотивации к труду среди значительной части
наемных работников. Влияние данных процессов наблюдается и сегодня. В
результате модернизированные изменения общественного уклада Приднестровья
привели к смене модели воспроизводства населения. Возникла
необходимость вместо государственного, тотального регулирования на всех уровнях
управления, сформировать рыночную модель воспроизводства трудового фактора, в
которой ключевую роль призвана занять оплата труда наемных работников. Ее
задачей должно стать обеспечение в должном объеме как текущих потребностей
работников и членов их семей (в продуктах питания, непродовольственных товарах,
социально-бытовых и культурных), так и долгосрочных (в жилье, образовании). При
проведении реформ механизма организации оплаты труда необходимо
учитывать современные концепции,
разработанные Международной организацией
труда в области обеспечения социальных прав человека на достойную заработную
плату. Это позволит обеспечить
удовлетворение широкого круга потребностей работника и его семьи с позиции расширенного
воспроизводства трудового ресурса и высокого качества трудовой жизни, а именно: •
процесс
труда должен проходить в безопасной и здоровой производственной среде; • условия труда должны быть совместимы с
благосостоянием и человеческим достоинством трудящихся; • труд должен открывать реальные возможности для
саморазвития личности и служения обществу. •
принцип
достойной оплаты труда (заявленная позиция Международной организации труда[1]),
применение которого позволяет обеспечивать удовлетворение широкого круга
потребностей работника и его семьи с позиции расширенного (качественного)
воспроизводства и организации достойной жизни; •
принцип
комплексного подхода при определении цены труда с помощью договорных и
государственных (нормативных и налогово-бюджетных) методов регулирования оплаты
труда, позволяющих формировать мотивацию к высокоэффективному труду,
обеспечивать платежеспособный спрос населения и создавать основу для
социальной стабильности в обществе; •
принцип
социальной сплоченности[2] как
базовое условие повышения ответственности государства, работодателей и работников
за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере, обеспечения
благосостояния всем членам общества, стремления к уменьшению неравенства в
доступе к материальным и интеллектуальным благам, сведения к минимуму поляризации
общества. Из выше названных установок, именно принцип
достойной оплаты труда (с позиции заработной платы, условий труда и социального
страхования) является генеральной установкой структур гражданского общества в
области социально-трудовых отношений и центральной задачей государства при
формировании и проведении социальной политики. Достижение достойной оплаты труда представляет
собой перманентное условие причисления страны к сообществу цивилизованных
стран, поскольку только в этом случае может идти речь об обеспечении базовой
предпосылки гарантированного соблюдения прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году в статье 7
декларирует «право каждого на справедливые и благоприятные условия труда»[3]. Данным пактом гарантируется, вознаграждение,
обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся: - справедливую зарплату и равное вознаграждение
за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; - удовлетворительное существование для них самих
и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта. В пакте заложен принцип комплексного подхода определения стоимости затрат на воспроизводство трудовых ресурсов. Применение данного принципа на основе системы соответствующих методов позволяет обеспечить научно-объективное определение стоимости воспроизводства трудовых ресурсов. С этой целью проводится обоснование прожиточного минимума семьи работника, оценка ее потребности в жилье и образовании, а также рассчитываются затраты на пенсионное, медицинское и другие виды социального страхования. Считаем, что ключевым вопросом экономической и социальной политики государства должно стать устранение существующей фундаментальной диспропорции между заработной платой и необходимыми затратами на воспроизводство трудового ресурса, включающими весь набор необходимых жизненно важных расходов, которые несет работник в условиях рыночной экономики. В качестве основы для определения базового уровня
заработной платы предлагается методологически обосновать: • потребительскую корзину для семьи из 4 человек (2 взрослых и 2 детей) ориентированную на нормы потребления принятые в обществе; • расходы на приобретение жилья в кредит (до 20 лет); • расходы для получения профессионального (среднего или высшего) образования на платной основе; • расходы работника на обязательное социальное страхование в размере 8% от заработной платы, в т.ч. 5% пенсионное страхование, с целью обеспечения пенсии в размере дореформенного уровня пенсии. Время, когда можно было предлагать обществу заведомо неприемлемые социальные ориентиры на уровне физиологических норм потребления, заниженных и все более неприемлемых с точки зрения нормальных воспроизводственных процессов, проходит. Чем дальше будет навязываться государством существующая модель воспроизводства населения, обеспечивая только суженный его вариант, тем больше она будет не соответствовать не только социальным, но и экономическим отношениям в обществе. Более того, сохранение для подавляющей части населения суженной модели воспроизводственных возможностей семьи все больше усиливает потенциал неудовлетворенности граждан данным положением дел и переводит значительные материальные ресурсы в сферу теневых и полутеневых отношений, а также росту коррупции в стране. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт[4]. По нашему мнению, сложившаяся
в Приднестровье система социальных норм
и нормативов недостаточно структурирована. В ней не выделяются приоритетные
показатели уровня жизни, связанные с решением неотложных жизненно важных
проблем. Устанавливаемые социальные нормы и нормативы не содержат качественных
характеристик, а их количественная величина, как правило, недостаточно
обоснована, поскольку в основу норм и нормативов не положены требования
поддержания определенного стандарта потребления материальных благ и услуг. В
результате не обеспечивается стабильность уровня государственных гарантий,
поскольку увеличение стоимостного значения нормы или норматива не всегда
сохраняет соответствующий набор товаров или услуг. Мы предлагаем использовать следующую градацию социальных нормативов доходов населения: - минимальный норматив - гарантируемый государством для всех граждан уровень доходов обеспечивающих прожиточный минимум наемного работника и его семьи; -общественно необходимый норматив - уровень доходов, который государство обеспечивает для работников бюджетной сферы и принимает для его применения в остальных сферах поощрительные меры к работодателям частной сферы; - желаемый норматив - уровень доходов населения, который не подвергается ограничительному регулированию со стороны государства; - оптимальный норматив - уровень доходов, превышающий желательный норматив, рассматривается с позиции социальной справедливости как чрезмерный, и с доходов данной группы граждан могут взиматься повышенные налоги. Алгоритм
программных и законодательных действий государства направленный на
совершенствование механизма регулирования заработной платы можно представить
следующей матрицей задаваемых поведенческих целей:
Схема
1. Матрица поведенческих целей при
проведении реформ[5] Мы считаем, что в ближайшее время необходимо перейти от использования минимальных социальных нормативов доходов населения к социальным нормативам «общественно необходимым», а в дальнейшем к «желаемым» и «оптимальным». Высокий уровень специализации и регламентации труда, повышение квалификационных и психофизиологических требований к персоналу, а также возрастающая гибкость труда — эти и ряд других характеристик современной экономики требуют создания условий для качественно нового механизма общественного воспроизводства. Это может быть обеспечено только на основе полноценной по своему уровню оплаты труда наемных работников. Ядром достойного труда должна стать система достойных доходов трудоспособного населения. Важнейшей
методологической установкой определения уровня достойной оплаты труда должна стать стоимость
потребительских благ, необходимых для жизнеобеспечения работника и его семьи. В этом случае она позволит в условиях
рыночных отношений покрыть весь необходимый набор потребностей человека в рамках не только
потребительской корзины, но и платных услуг, образования и
здравоохранения, полную оплату жилья и коммунальных услуг. Чрезвычайно важным условием изменения
сложившейся на отечественном рынке труда ситуации должно стать повышение оплаты
труда большей части наемных работников. Производительность труда зависит от стоимости
человеческого капитала, который формируется из накоплений семейных бюджетов,
зарплаты, государственных расходов на социальные нужды и т.д. поэтому
именно оплата труда должна стать главным
источником финансирования повышения квалификации человека. Другим существенным условием является рост
инвестиций в образование. В качестве естественного препятствия для
инвестирования предприятий в развитие своего человеческого капитала выступает
вероятность того, что вложения в образование работников могут оказаться
бессмысленными и даже весьма неэффективными, поскольку, получив более высокую
квалификацию, они в состоянии перейти на работу в конкурирующие фирмы. Данное
явление объясняется мобильностью рабочей силы, которая может свободно
перемещаться в границах страны при наличии вакантных рабочих мест с лучшими
условиями оплаты труда. Отсюда, решение данной проблемы должно в первую очередь
взять на себя государство. ЛИТЕРАТУРА: 1.
Политика доходов и заработной платы/ Под ред. П50 П.В. Савченко и Ю.П.
Кокина. - М.: Юристъ, 2000. 2.
Конвенции и рекомендации Международная организация труда. Международное Бюро
Труда Женева 1991. Т. 1 . 3.
Труд как средство борьбы с нищетой // Человек и труд. № 3. 2003 4.
Пересмотренная стратегия социальной сплоченности. Европейский комитет по
вопросам социальной сплоченности (РКСС) Страсбург, 27 апреля 2004, CDCC (2004)
[1]Труд как средство борьбы с нищетой // Человек и труд. № 3. 2003 – С.5. [2]Пересмотренная стратегия социальной сплоченности. Европейский комитет по вопросам социальной сплоченности (РКСС) Страсбург, 27 апреля 2004, CDCC (2004) 10. [3]Конвенции и рекомендации Международная организация труда. Международное
Бюро Труда Женева 1991. Т. 1 С. 1034-1038 [4]Политика доходов и заработной платы/ Под ред. П50 П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000. – С.111 [5] Составлено автором : | ||||||||||
Просмотров: 301 | |
Комментарии
Анонс
Актуальное интервью
Новости партнеров
Опрос

Новостной сервис

Неофициальный сайт г.Бендеры

Газета "Приднестровье"