Главная   | Вторник, 24.06.2025, 23:42

РОЛЬ ДОСТОЙНОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
14:04
И.Н.Узун,

Канд. экон. наук,

Старший преподаватель кафедры «Экономическая теория» Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко

 РОЛЬ ДОСТОЙНОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Построение гражданского общества не возможно без обеспечения права на достойный труд и его оплату.

Достойный труд предполагает под собой  безопасность и гигиену труда, гарантии дохода и доступность социальных услуг, надлежащие доходы в старости и в случае болезни, а также право организовываться и защищать свои права, право быть свободным от насилия и угнетения.

Достойная оплата труда  является системообразующим элементом механизма функционирования гражданского общества. К сожалению,  за годы рыночных реформ отечественной экономики ее размер существенно сократился, исчезла регулярность в ее получении при одновременном снижении покупательной способности. Это в свою очередь привело к ослаблению трудовой мотивации к труду среди значительной части наемных работников. Влияние данных процессов наблюдается и сегодня. В результате модернизированные изменения общественного уклада Приднестровья привели к смене модели воспроизводства населения.

Возникла необходимость вместо государственного, тотального регулирования на всех уровнях управления, сфор­мировать рыночную модель воспроизводства трудового фактора, в ко­торой ключевую роль призвана занять оплата труда наемных работников. Ее задачей должно стать обеспечение в должном объеме как текущих потребностей работников и членов их семей (в продуктах питания, непродовольственных товарах, социально-бытовых и культурных), так и долгосрочных (в жилье, образовании).

При проведении реформ механизма организации оплаты труда необходимо учитывать современные  концепции, разработанные  Международной организаци­ей труда в области обеспечения социальных прав человека на достой­ную заработную плату. Это позволит обеспечить удовлетворение широкого круга потребностей работника и его семьи с позиции рас­ширенного воспроизводства трудового ресурса и высокого качества трудовой жизни, а именно:

      процесс труда должен проходить в безопасной и здоровой производственной среде;

      условия труда должны быть совместимы с благосостоянием и человеческим достоинством трудящихся;

      труд должен открывать реальные возможности для саморазви­тия личности и служения обществу.

В ряду наиболее крупных проблем социальной и экономической жизни индустриального и постиндустриального обществ занимает вопрос о методах и формах регулирования оплаты труда наемного персонала. Генеральными установками при этом выступают:

      принцип достойной оплаты труда (заявленная позиция Меж­дународной организации труда[1]), применение которого позво­ляет обеспечивать удовлетворение широкого круга потребностей работника и его семьи с позиции расширенного (качественного) воспроизвод­ства и организации достойной жизни;

      принцип комплексного подхода при определении цены тру­да с помощью договорных и государственных (нормативных и налогово-бюджетных) методов регулирования оплаты труда, позволяющих формировать мотивацию к высокоэффектив­ному труду, обеспечивать платежеспособный спрос населе­ния и создавать основу для социальной стабильности в обще­стве;

      принцип социальной сплоченности[2] как базовое условие по­вышения ответственности государства, работодателей и ра­ботников за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере, обеспечения благосостояния всем членам общества, стремления к уменьшению неравенства в доступе к материаль­ным и интеллектуальным благам, сведения к минимуму поляри­зации общества.

Из выше названных установок, именно принцип достойной оплаты труда (с позиции заработной платы, условий труда и социального страхования) является гене­ральной установкой структур гражданского общества в области социально-трудовых отношений и центральной задачей государ­ства при формировании и проведении социальной политики.

Достижение достойной оплаты труда представляет собой пер­манентное условие причисления страны к сообществу цивилизо­ванных стран, поскольку только в этом случае может идти речь об обеспечении базовой предпосылки гарантированного соблюдения прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году в статье 7 декларирует «право каждого на справедливые и благопри­ятные условия труда»[3].

Данным пактом гарантируется, вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем тру­дящимся:

- справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд рав­ной ценности без какого бы то ни было различия;

- удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта.

В пакте заложен принцип комплексного подхода определения стоимости за­трат на воспроизводство трудовых ресурсов. Применение данного принципа на основе системы соответствующих методов позволяет обеспечить научно-объективное определение стоимости воспроизводства трудовых ресурсов. С этой целью проводится обоснование прожиточного мини­мума семьи работника, оценка ее потребности в жилье и образова­нии, а также рассчитываются затраты на пенсионное, медицинское и другие виды социального страхования.

Считаем, что ключевым вопросом экономической и социаль­ной политики государства должно стать  устранение существующей фундаментальной диспропорции между заработной платой и необходимыми затрата­ми на воспроизводство трудового ресурса, включающими весь набор необходимых жизненно важных расходов, которые несет работник в условиях рыночной экономики.

В качестве основы для определения базового уровня заработной платы предлагается методологически обосновать:

      потребительскую корзину для семьи из 4 человек (2 взрослых и 2 детей) ориентированную на нормы потребления принятые в обществе;

      расходы на приобретение жилья в кредит (до 20 лет);

      расходы для получения профессионального (среднего или выс­шего) образования на платной основе;

      расходы работника на обязательное социальное страхование в размере 8% от заработной платы, в т.ч. 5% пенсионное страхова­ние, с целью обеспечения пенсии в размере доре­форменного уровня пенсии.

Время, когда можно было предлагать обществу заведомо непри­емлемые социальные ориентиры на уровне физиологических норм потребления, заниженных и все более неприемлемых с точки зре­ния нормальных воспроизводственных процессов, проходит. Чем дальше будет навязываться государством существующая модель воспроизводства населения, обеспечивая только суженный его ва­риант, тем больше она будет не соответствовать не только социаль­ным, но и экономическим отношениям в обществе.

Более того, сохранение для подавляющей части населения су­женной модели воспроизводственных возможностей семьи все больше усиливает потенциал неудовлетворенности граждан дан­ным положением дел и переводит значительные материальные ре­сурсы в сферу теневых и полутеневых отношений, а также росту коррупции в стране.

На любом историческом этапе соци­ально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социаль­ной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт[4].

По нашему мнению, сложившаяся в Приднестровье  система социальных норм и нормативов недоста­точно структурирована. В ней не выделяются приоритетные показа­тели уровня жизни, связанные с решением неотложных жизненно важных проблем. Устанавливаемые социальные нормы и нормативы не содержат качественных характеристик, а их количественная вели­чина, как правило, недостаточно обоснована, поскольку в основу норм и нормативов не положены требования поддержания опреде­ленного стандарта потребления материальных благ и услуг. В резуль­тате не обеспечивается стабильность уровня государственных гаран­тий, поскольку увеличение стоимостного значения нормы или нор­матива не всегда сохраняет соответствующий набор товаров или услуг.

Мы предлагаем использовать следующую градацию социальных нормативов доходов населения:

- минимальный норматив - гарантируемый государством для всех граж­дан уровень доходов обеспечивающих прожиточный минимум наемного работника и его семьи;

-общественно  необходимый норматив - уровень доходов, который  государ­ство обеспечивает для работников бюджетной сферы и прини­мает для его применения в остальных сферах  поощрительные меры к работодателям частной сферы;

- желаемый норматив - уровень доходов населения, который не подвергается огра­ничительному регулированию со стороны государства;

- оптимальный норматив - уровень доходов, превышающий желательный норматив, рассматривает­ся с позиции социальной справедливости как чрезмерный, и с доходов данной группы граждан могут взиматься повышенные налоги.

Алгоритм программных и законодательных дей­ствий государства направленный на совершенствование механизма регулирования заработной платы можно представить следующей матрицей зада­ваемых поведенческих целей:

 

 

 

Минимальный норматив

 


 

Общественно  необходимый норматив

 

 

 

 

 


 

Оптимальный норматив

 


 

Желаемый норматив

 

 

Схема 1. Матрица поведенческих целей при проведении реформ[5]

 

Мы считаем, что в ближайшее время необходимо  перейти от использования минимальных со­циальных нормативов доходов населения к социальным нормати­вам «общественно необходимым», а в дальнейшем к «желаемым» и «оптимальным».

Высокий уровень специализации и регламентации труда, повы­шение квалификационных и психофизиологических требований к персоналу, а также возрастающая гибкость труда — эти и ряд дру­гих характеристик современной экономики требуют создания условий для качественно нового механизма общественного воспроизводства. Это может быть обеспечено только на основе полноцен­ной по своему  уровню оплаты труда наемных работников. Ядром достойного труда должна стать система достойных доходов трудоспособ­ного населения.

Важнейшей методологической установкой определения уровня достойной оплаты труда должна стать стоимость потребительских благ, необходимых для жизнеобеспечения работника и его семьи. В этом случае она позволит в условиях рыночных отношений покрыть весь необходимый набор потребностей человека в рамках не только потребительской корзины, но и платных услуг, образо­вания и здравоохранения, полную оплату жилья и коммунальных услуг.

 Чрезвычайно важным условием изменения сложившейся на отечественном рынке труда ситуации должно стать повышение оплаты труда большей части наемных работников.

Производительность труда зависит от стоимости человеческого капи­тала, который формируется из накоплений семейных бюджетов, зарплаты, государ­ственных расходов на социальные нужды и т.д. поэтому именно  оплата труда должна стать главным источником финансирования повышения квалификации человека.

Другим существенным условием является рост инвестиций в образование. В качестве естественного препятствия для инвестирования предприятий в развитие своего человеческого капитала выступает вероятность того, что вложения в образование работников могут оказаться бессмысленными и даже весьма неэффективными, поскольку, получив более высокую квалификацию, они в состоянии перейти на работу в конкурирующие фирмы. Данное явление объясняется мобильностью рабочей силы, которая может свободно перемещаться в границах страны при наличии вакантных рабочих мест с лучшими условиями оплаты труда. Отсюда, решение данной проблемы должно в первую очередь взять на себя государство.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.            Политика доходов и заработной платы/ Под ред. П50 П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000.

2.            Конвенции и рекомендации Международная организация труда. Между­народное Бюро Труда Женева 1991. Т. 1 .

3.            Труд как средство борьбы с ни­щетой // Человек и труд. № 3. 2003

4.            Пересмотренная стратегия социальной сплоченности. Европейский комитет по во­просам социальной сплоченности (РКСС) Страсбург, 27 апреля 2004, CDCC (2004)

 



[1]Труд как средство борьбы с ни­щетой // Человек и труд. № 3. 2003 – С.5.

[2]Пересмотренная стратегия социальной сплоченности. Европейский комитет по во­просам социальной сплоченности (РКСС) Страсбург, 27 апреля 2004, CDCC (2004) 10.

[3]Конвенции и рекомендации Международная организация труда. Между­народное Бюро Труда Женева 1991. Т. 1 С. 1034-1038

[4]Политика доходов и заработной платы/ Под ред. П50 П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000. – С.111

[5] Составлено автором

:
Просмотров: 301 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru