РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | 16:27 |
О.А. Малярчук Старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Института
истории, государства и права ПГУ им. Т. Г. Шевченко РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Проблема соотношения гражданского общества и государства, их взаимоотношений, а также способов и степени правового воздействия государства на общественную жизнь и ее институты остается дискуссионной до сегодняшнего дня, не смотря на то, что первые упоминания о государстве «как совокупности граждан, гражданском обществе» можно обнаружить еще у Аристотеля. Исторически конституция возникала для того, чтобы определить устройство государства, а не общества во всех его ипостасях; однако никакая конституция не может обойти вниманием взаимоотношения государства с главными общественными институтами - собственностью, правами и свободами граждан, общественных и религиозных учреждений. Единственным ограничением должно быть то, что вектор конституционного регулирования все же должен склоняться в сторону регламентации государственной, а не общественной жизни; основная же сфера устройства общества должна быть предоставлена саморегулированию.Попытка всеобъемлющего регулирования основ гражданского общества противоречила бы самой его природе и социальному назначению. Но отсутствие подобных норм препятствует формированию зрелого гражданского общества, в социальном пространстве которого только и реализуется справедливый конституционный строй. О. Румянцев заметил, что «при традиционной неопределенности взаимосвязей социума с государством именно на Конституцию выпадает инициирующая задача их укоренения»[i]. Понятия «демократическое государство» и «гражданское общество» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные стороны общества как единого организма. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана политикой, а политическая не изолирована от гражданской. Гражданское общество - первооснова демократической политической системы. В свою очередь, государство обеспечивает бытие гражданского общества. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов населения. «Потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества».[iii] Из этого несложно заключить, что чем более развито гражданское общество, тем больший простор получает развитие демократических процессов в государстве. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества. В то же время, в условиях высокой развитости государства и его структур, наблюдается определенное отчуждение государства от общества, когда государство приобретает собственное бытие и тенденции развития. Недлительная история Приднестровской Молдавской Республики в качестве независимого суверенного государства только подтверждает наличие проблемы отчуждения. В начале 90-х г.г. именно общественные организации, трудовые коллективы стали инициаторами создания Приднестровского государства.Не вызывает сомнений высказываемая позиция приднестровских социологов, политологов о том, что «наша уникальность заключается в том, что как государство мы возникли по инициативе снизу, в результате общественного договора основных социальных, национальных и религиозных групп региона, которых объединила борьба за создание собственного государства. В ее основе лежали базовые принципы построения гражданского общества, такие как приоритет прав человека, отторжение национализма, фашизма, ксенофобии и экстремизма. Общественный договор, на основе которого возникла Приднестровская Молдавская Республика, реализовывался через мобилизацию населения, массовые сходы граждан, референдумы и самоорганизацию органов власти по инициативе снизу».[iv] На первом этапе развития Приднестровского государства для нашего общества была характерна минимальная степень отчуждения, чему способствовала так называемая партицинация – всемерное привлечение граждан к управлению государством. Именно активность населения, гражданского общества стала легитимной основой создания, а затем укрепления, приобретения устойчивости и развития Приднестровской Молдавской Республики. Большую роль в становлении приднестровской государственности сыграли трудовые коллективы, профсоюзы во главе с ОСТК, казачество, женские общественные объединения. Как отмечалось, Конституция Приднестровской Молдавской Республики Согласно данным опроса 58,4% считают незначительным влияние гражданского общества Приднестровья на государственную политику, 15,2% считают, что «влияния» нет вообще. И только 13,2% респондентов посчитали значительным влияние, оказываемое приднестровским обществом на государство. Не смотря на указываемые нормы Конституции ПМР Гражданскому обществу не свойственна абсолютная свобода и автономия, поскольку оно не может существовать вне государства и без него. Более того, общественный строй, его институты испытывают регулирующее воздействие государства и права. Они сосуществуют и взаимодействуют, но такое взаимодействие должно учитывать природу и характерные признаки гражданского общества одновременно возлагая на государство функции «ночного сторожа» Отвечая на вопрос о роли конституционного регулирования гражданского общества и способах воздействия Конституции на его состояние, в литературе выделяют следующие направления взаимодействия государства и общества: 1) обеспечение развитых правовых отношений между ними; 2) нормативное закрепление обязанности социального государства служить интересам человека и общества; обеспечение высокого статуса юридически признанных значимых институтов гражданского общества; 3) содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное, гражданское; формирование развитой личности, совершенных гражданских отношений, цивилизованной власти; 4) препятствие излишнему вмешательству государства в развитие демократических начал самоуправления[vi]. Указанные проблемы в ПМР необходимо разрешить
на конституционном уровне путем: во-первых, закрепления правовых механизмов влияния общества
на его политическую организацию для преодоления политического отчуждения; во-вторых, создания системы гарантий невмешательства
государства в законную частную и ассоциативную жизнь приднестровского общества;
в-третьих, четко обозначить обязательства государства по
обеспечению социально-экономической безопасности граждан, их прав на труд,
охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, социальную защиту, жилище,
образование, участие в культурной жизни. [i] Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С.74. [ii] Ст. 1 Конституции ПМР, принятой на всенародном референдуме 24.12.1995 г. [iii]Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С.63. [iv] ПМР и гражданское общество: вместе или врозь. http://www.pmr.name/catnews/ia-lenta-pmr [v] Бобкова Е. М. Гражданское общество и демократизация в ПМР// www.pmr21.info/text.php [vi] Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С.75. : | |
Просмотров: 1540 | |
Комментарии
Анонс
Актуальное интервью
Новости партнеров
Опрос

Новостной сервис

Неофициальный сайт г.Бендеры

Газета "Приднестровье"