Главная   | Вторник, 24.06.2025, 23:51

РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
16:27
О.А. Малярчук

Старший преподаватель кафедры  конституционного и

административного права  Института истории, государства и права

ПГУ им. Т. Г. Шевченко

 

РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Проблема соотношения гражданского общества и государства, их взаимоотношений, а также способов и степени правового воздействия государства на общественную жизнь и ее институты остается дискуссионной до сегодняшнего дня, не смотря на то, что первые упоминания  о государстве «как совокупности граждан, гражданском обществе» можно обнаружить еще у Аристотеля. Исторически конституция возникала для того, чтобы определить устройство государства, а не общества во всех его ипостасях; однако никакая конституция не может обойти вниманием взаимоотношения государства с главными общественными институтами - собственностью, правами и свободами граждан, общественных и религиозных учреждений. Единственным ограничением должно быть то, что вектор конституционного регулирования все же должен склоняться в сторону регламентации государственной, а не общественной жизни; основная же сфера устройства общества должна быть предоставлена саморегулированию.Попытка всеобъемлющего регулирования основ гражданского общества противоречила бы самой его природе и социальному назначению. Но отсутствие подобных норм препятствует формированию зрелого гражданского общества, в социальном пространстве которого только и реализуется справедливый конституционный строй. О. Румянцев заметил, что «при традиционной неопределенности взаимосвязей социума с государством именно на Конституцию выпадает инициирующая задача их укоренения»[i].   Конституция Приднестровской Молдавской Республики провозглашает демократический  характер государства в качестве одной из основ конституционного строя.[ii] В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство – как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Понятия  «демократическое государство» и «гражданское общество» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные стороны общества как единого организма. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана политикой, а политическая не изолирована от гражданской. Гражданское общество - первооснова демократической политической системы. В свою очередь, государство обеспечивает бытие гражданского общества. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов населения. «Потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества».[iii] Из этого несложно заключить, что чем более развито гражданское общество, тем больший простор получает развитие демократических процессов в государстве. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества. В то же время,  в условиях высокой развитости государства и его структур, наблюдается определенное отчуждение государства от общества, когда государство приобретает собственное бытие и тенденции развития. Недлительная история Приднестровской Молдавской Республики в качестве независимого суверенного государства только подтверждает наличие проблемы отчуждения. В начале 90-х г.г. именно общественные организации, трудовые коллективы стали инициаторами создания Приднестровского государства.Не вызывает сомнений высказываемая позиция приднестровских социологов, политологов о том, что «наша уникальность заключается в том, что как государство мы возникли по инициативе снизу, в результате общественного договора основных социальных, национальных и религиозных групп региона, которых объединила борьба за создание собственного государства. В ее основе лежали базовые принципы построения гражданского общества, такие как приоритет прав человека, отторжение национализма, фашизма, ксенофобии и экстремизма. Общественный договор, на основе которого возникла Приднестровская Молдавская Республика, реализовывался через мобилизацию населения, массовые сходы граждан, референдумы и самоорганизацию органов власти по инициативе снизу».[iv] На первом этапе развития Приднестровского государства для нашего общества была характерна минимальная степень отчуждения, чему способствовала  так называемая партицинация – всемерное привлечение граждан к управлению государством. Именно активность населения, гражданского общества стала легитимной основой создания, а затем укрепления, приобретения устойчивости и развития Приднестровской Молдавской Республики.  Большую роль в становлении приднестровской государственности сыграли трудовые коллективы, профсоюзы во главе с ОСТК, казачество,  женские общественные объединения.

Как отмечалось, Конституция Приднестровской Молдавской Республики 1995 г. оформила правовую базу для формирования и развития полноценного гражданского общества. Это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести конституционное закрепление и развитие законодательства, направленного на развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей.  Однако приходится констатировать определенную аморфность и затухание активности институтов гражданского общества на  современном этапе. Причин такого состояния гражданского общества называют много, в том числе и пережитки авторитарной системы, укоренившиеся в социальной психологии граждан, и традиционные коллективистские начала сознания людей, и отсутствие  у граждан опыта рыночного хозяйствования и, соответственно, отсутствие менталитета собственника и др. Переход к рыночной экономике сопровождается значительным имущественным расслоением общества, возрастанием социальных конфликтов. Эти негативные явления становятся тормозом в становлении гражданского общества. В условиях мирового финансового кризиса и посткризисного периода развития на первый план выступают проблемы социальной защищенности населения и реализации принципов социальной справедливости. Однако стоит согласиться с мнением о том, что главной причиной неразвитого состояния гражданского общества является  отношение к нему самого государства. Нормальное развитие гражданского общества, его автономность и свободное развитие и реальная его возможность влиять на публично значимые дела требует постоянного внимания и помощи со стороны государства. Анализируя состояние партийного строительства в Республике, наличия гражданских инициатив, «коэффициент полезного действия» общественных объединений Приднестровья как политического, так и неполитического характера, можно сделать выводы об отсутствии реальных шагов государства в деле укрепления и развития негосударственных структур и институтов гражданского общества, в том числе  государственного финансирования политических партий, доступа к государственным СМИ ит.д.,  на что неоднократно обращали внимание лидеры общественных объединений. Такое состояние гражданского общества порождает соответствующее отношение приднестровцев к его базовым институтам, а также к конституционно закрепленным и юридически гарантируемым демократическим правам и свободам граждан. По данным социологического исследования, проведенного НЦАИ «Новый Век» в январе 2007 года в 21 населенном пункте Приднестровья[v], гражданское общество в Приднестровье находится еще только в стадии становления. Так считают 57,5% респондентов, еще 23,5% затруднились определить его состояние, в то время как 17,0% респондентов считают, что гражданского общества в Приднестровье вообще нет, и только 2,0% из 980 респондентов разных поло-возрастных и социальных групп, принявших участие в опросе, указали на высокий уровень его развития. 44,1% опрошенных считают, что важнейшими составляющими гражданского общества является политическая и гражданская культура граждан, 37,7% назвали «верховенство закона», четверть (24,3%) - наличие реальных возможностей для самореализации свободной личности. В ходе опроса около половины респондентов (47,0%), указала на отсутствие равенства гражданина, государства и общества, 45,1% отметили «неразвитость гражданской культуры» приднестровцев. При этом подавляющее большинство опрошенных (87,0%) считают, что их участие в жизни гражданского общества ограничивается участием в выборах в органы государственной власти. Только 9,3% из числа опрошенных сказали, что «состоят в партии, общественном движении», 7,7% - «участвуют в митингах, акциях», столько же (7,3%) «не принимают ни в чем участия». По мнению респондентов, только частичное развитие получили такие атрибуты гражданского общества как: «Возможность для саморазвития и самореализации каждой личности» - 68,89%, «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, прежде всего экономических и политических» – 61,7%, «Самостоятельность и самоуправляемость граждан»  - 53,6%.

Согласно данным опроса 58,4% считают незначительным влияние гражданского общества Приднестровья на государственную политику, 15,2% считают, что «влияния» нет вообще. И только 13,2% респондентов посчитали значительным влияние, оказываемое приднестровским обществом на государство.

Не смотря на указываемые нормы Конституции ПМР 1995 г., связанные с гражданским обществом, в тексте Основного Закона отсутствует термин, понятие «гражданское общество», не говоря о специальном разделе или главе.

Гражданскому обществу не свойственна абсолютная свобода и автономия, поскольку оно не может существовать вне государства и без него. Более того, общественный строй,  его институты испытывают регулирующее воздействие государства и права. Они сосуществуют и взаимодействуют, но такое взаимодействие должно учитывать природу и характерные признаки гражданского общества одновременно возлагая на государство функции «ночного сторожа»

Отвечая на вопрос о роли конституционного регулирования гражданского общества и способах воздействия Конституции на его состояние, в литературе выделяют следующие направления взаимодействия государства и общества:

1) обеспечение развитых правовых отношений между ними;

2) нормативное закрепление обязанности социального государства служить интересам человека и общества; обеспечение высокого статуса юридически признанных значимых институтов гражданского общества;

3) содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное, гражданское; формирование развитой личности, совершенных гражданских отношений, цивилизованной власти;

4) препятствие излишнему вмешательству государства в развитие демократических начал самоуправления[vi]. 

Указанные проблемы в ПМР необходимо разрешить на конституционном уровне путем:

во-первых, закрепления правовых механизмов влияния общества на его политическую организацию для преодоления политического отчуждения;

во-вторых, создания системы гарантий невмешательства государства в законную частную и ассоциативную жизнь приднестровского общества;

в-третьих, четко обозначить обязательства государства по обеспечению социально-экономической безопасности граждан, их прав на труд, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, социальную защиту, жилище, образование, участие в культурной жизни.



[i] Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С.74.

[ii] Ст. 1 Конституции ПМР, принятой на всенародном референдуме 24.12.1995 г.

[iii]Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С.63.

[iv] ПМР и гражданское общество: вместе или врозь. http://www.pmr.name/catnews/ia-lenta-pmr

[v] Бобкова  Е. М. Гражданское общество и демократизация в ПМР// www.pmr21.info/text.php

[vi] Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С.75.

:
Просмотров: 1540 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru