24 декабря
2009 года в третьем и окончательном
чтении Верховным Советом ПМР был принят Государственный бюджет - главный
финансовый документ республики на 2010 год.
Согласно принятого документа, доходы консолидированного бюджета Приднестровья
составят 2,037 млрд. рублей (около 200 млн. долларов), расходы – 3,4 млрд.
рублей (около 340 млн. долларов), дефицит бюджета – более 1 млрд. рублей. При
этом обсуждение механизмов и источников
покрытия бюджетного дефицита проводилось парламентариями в рамках закрытого заседания
Верховного Совета. Комментируя принятие Государственного бюджета
- 2010, прежде всего, хотелось бы остановиться на его социальной стороне. В начавшемся году государство своевременно и
в полном объеме планирует выплачивать пенсии, пособия и заработные платы. Более того, Государственный бюджет - 2010 предусматривает целый
ряд дополнительных мер поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и
защитников Приднестровья. Кроме того, главный финансовый документ республики
предусматривает реализацию на
государственном уровне ряда актуальных целевых программ: приобретение жилья для
детей-сирот, лечение и профилактика кариеса и ВИЧ-инфекции, оказание
онкологической помощи и др. Предусматривается,
что в 2010-м году молодые семьи и молодые специалисты смогут получить кредит
под низкий процент, как на цели строительства жилья, так и на цели его
приобретения в сельской местности. Безусловно,
эта мера должна стать фактором снижения массового оттока молодежи из
сельской местности. Тем не менее, можно выделить и существенные недостатки в социальной составляющей Бюджета -
2010. С 1 января 2010 года повышены тарифы на услуги всех естественных монополий для населения. Данный
шаг является довольно спорным, особенно если учитывать высокий уровень
безработицы, мизерный размер заработных плат работников бюджетной сферы и частые
задержки в выплате заработных плат в республике. На наш взгляд, расходы по
увеличению тарифов на услуги
естественных монополий, по крайней мере, для социально незащищенных
категорий населения, следовало бы покрыть поставщикам этих услуг за счет
государственных средств. Эта мера могла бы стать значимым фактором социальной
поддержки граждан в условиях
экономического кризиса. Главный
финансовый документ государства предусматривает ряд мер, направленных на оживление экономической
сферы в Приднестровье. Решено продолжить поддержку предприятий промышленного комплекса
в виде кредитования хозяйствующих субъектов для осуществления ими своевременных
платежей за газ. Предусмотрено снижение
таможенных тарифов на ряд товаров, экспортируемых из Приднестровья. Произойдет
пролонгация исполнения инвестиционных обязательств для собственников
приватизированных предприятий. Заявлено выделение средств на поддержку предприятий агропромышленного
комплекса в форме льготных кредитов. Однако в то
же время бросается в глаза отсутствие каких-либо действенных мер по развитию
сферы малого предпринимательства в республике. Это крайне важно, если
учитывать, что именно удручающее состояние сектора малого бизнеса в Приднестровье сегодня усугубляет влияние мирового экономического
кризиса на республику. Опыт других стран показывает, что стимулирование роста
сферы малого предпринимательства является одним из наиболее эффективных
факторов преодоления негативных процессов в экономике. Верховным
Советом, к сожалению, в 2009 году так и не была принята Программа развития
малого предпринимательства, представленная на рассмотрение парламента правительством
и одобренная Торгово-промышленной палатой. Этот документ предусматривал
создание в 2010 году Фонда поддержки малого бизнеса, в котором должны аккумулироваться средства на
обеспечение кредитов для субъектов малого предпринимательства. Как известно, именно
отсутствие необходимых финансовых ресурсов у малых предприятий и индивидуальных
предпринимателей является сегодня
основной проблемой, которая препятствует развитию как уже существующих,
так и становлению новых производств. В отличие от
широкого перечня целевых программ социального плана Государственный бюджет -
2010 не предусматривает реализацию каких-либо масштабных комплексных программ в
экономической сфере. Так и не стала реальностью широко разрекламированная
программа по импортозамещению в сфере производства продуктов питания. Таким образом,
можно утверждать, что Государственный бюджет - 2010 стал документом,
предполагающим дальнейшее инерционное развитие республики и не
предусматривающим каких-либо инноваций в экономической политике. Руслан Юшин,
заведующий центром социально-экономических исследований НИИ
«Стратегия Приднестровья»
: |