Главная   | Четверг, 02.05.2024, 10:55

Руслан Юшин: Необходим четкий и последовательный план действий по развитию сферы малого предпринимательства в Приднестровье
12:03
 4 марта 2010 года в третий раз в Республике прошел Республиканский Форум малого бизнеса в сфере производства и услуг «Лидер 2009».Программа Форума состояла из двух частей: конференции «Малый бизнес: проблемы и перспективы» и церемонии награждения победителей Конкурса «Лидер малого бизнеса 2009». К участию в Форуме были приглашены предприятия производственной сферы и сферы услуг, индивидуальные предприниматели. Поучаствовать в конференции в роли слушателей были приглашены и представители Центра социально-экономических исследований НИИ «Стратегия Приднестровья».

           На конференции были представлены доклады, затрагивающие проблемы и перспективы развития  малого бизнеса в нашей республике. Среди наиболее актуальных  тем можно выделить следующие: формирование  эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства в Приднестровье;  зарубежный опыт поддержки малого бизнеса и его эффективность;  система развития бизнес-инкубаторов в различных странах;  система делового образования и центров деловой коммуникации;  организация  системы микрокредитования и гарантийных фондов. Немалое внимание было уделено  системе налогообложения,  бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в сфере малого бизнеса, вопросам  административных барьеров  и путям их преодоления.

В результате, после выступления всех участников конференции, наметился целый ряд факторов, тормозящих развитие малого предпринимательства в Приднестровье, а именно:

    - несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса

    - административные барьеры на пути развития малого предпринимательства

    - неразвитость механизмов финансовой, информационной и методической поддержки малых предпринимателей

    - отсутствие доступа приднестровских предпринимателей к программам  помощи малому бизнесу международных финансовых организаций

    - трудность получения кредитных ресурсов и высокая процентная ставка

    - несовершенство и запутанность   системы  налогооблажения и большой  налоговый  прессинг

   - сложная и запутанная система бухгалтерского учета и финансовой (налоговой, статистической) отчетности малых предпринимателей

   - нехватка квалифицированных кадров и знаний у предпринимателей

   - отсутствие надежной социальной защищенности индивидуальных предпринимателей

   - развитие малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания

   - высокая арендная  плата и другие.

          Согласно озвученной на форуме информации, сегодня сегмент малого предпринимательства в Приднестровье составляет около 9,5% в производстве внутреннего валового продукта. Это несоизмеримо мало в сравнение с развитыми странами, где доля  малых  предприятий во внутреннем валовом продукте  достигает от 50% до 60%. В России, к примеру, доля малого предпринимательства во внутреннем валовом продукте составляет около 21 %. С одной стороны, данная информация показывает сложность ситуации в сфере малого бизнеса  в Приднестровье, с другой же,   при правильной поддержке со стороны государства, у малых предпринимателей появляются свободные ниши и отличные перспективы  для  развития (повторимся, только лишь при условии грамотной, рациональной и эффективной  государственной поддержки). 

Сегодня, на наш взгляд, следует уделить очень серьезное внимание вопросу эффективного развития  малого предпринимательства в Приднестровье.  У малого предпринимательства республики существует  множество проблем, абсолютно правильно  озвученных на конференции, но решение всех их одновременно в сиюминутном режиме  невозможно. Поэтому сегодня четко и правильно необходимо расставить приоритеты в последовательности решения настоящих  проблем.

Для улучшения ситуации в сфере малого предпринимательства республики первоочередными мерами должны стать справедливый подход к уменьшению налогообложения и создание механизма финансовой поддержки для начинающих субъектов малого бизнеса в приоритетных сферах деятельности. Также, на наш взгляд, необходимо выделить малое предпринимательство республики в отдельный сегмент в рамках  Программы антикризисных мер в экономике ПМР на 2009-2010 год.

В прошлом году была принята и продолжает работать сегодня Программа антикризисных мер в экономике ПМР на 2009-2010 годы.  В данной программе и связанных с ней, измененных после ее принятия законах, присутствует достаточно конструктивных предложений, действительно помогающих малому предпринимательству. Однако, на наш взгляд, существуют и определенные недостатки.

Прежде всего,  малое предпринимательство  не выделено  в отдельный сегмент, и субъекты малого бизнеса в вопросах получения государственной помощи в рамках антикризисных мер вынуждены  конкурировать с крупными компаниями, что достаточно сложно. Конечно, приоритет поддержки крупных бюджетообразующих предприятий неоспорим, но и место малого бизнеса в современном развитии экономики также весьма важно.  Именно поэтому решение данной проблемы находится в плоскости разделения  малого и крупного бизнеса  в рамках антикризисной программы, что повлечет за собой  выделение средств, получение льгот и предоставление преференций  в двух абсолютно разных режимах для малых предпринимателей и крупных фирм. Такая  постановка вопроса станет, с одной стороны, справедливой позицией государства по отношению ко всем участникам рынка, ведь сегодня в помощи нуждаются все. С другой стороны – предложенное будет способствовать  эффективной поддержки  малого бизнеса в республике.   

Особое внимание также следует уделить налогообложению субъектов малого предпринимательства на этапе становления фирмы, т.е. в  первые два-три года.  Сегодня принята поправка в закон о некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства. Данная поправка позволяет освободить от налога на доходы на три года субъекта малого предпринимательства, работающего в приоритетном секторе, в случае приобретения им оборудования в течение шести месяцев на сумму не менее пяти тысяч евро. В принципе норма нужная и действительно эффективная. Но возникает вопрос: «Что делать с предпринимателями, имеющими отличный бизнес-проект в сегменте приоритетных видов деятельности, но не имеющими данной суммы и рассчитывающими на собственное развитие постепенными темпами?». Ведь в таком случае данная норма ставит в неравные условия тех предпринимателей,  кто эту сумму имеет, и тех, у кого она отсутствует.

              И третьей, очередной из приоритетных мер по развитию малого бизнеса, на наш взгляд, должна стать система предоставления льготных кредитов для начинающих субъектов малого бизнеса. Кредиты должны предоставляться в приоритетных сферах деятельности с пониженной процентной ставкой и обеспечиваться со стороны государства или какой-либо иной структуры. Возможно в форме создания Фонда гарантирования, возможно в форме прямых государственных кредитов по низкой процентной ставке без обеспечения под грамотные бизнес планы. Сама схема несущественна, существенен результат, который будет заключаться в возможности получения лучшими малыми предпринимателями дешевых беззалоговых денег.

             В заключение хочется отметить, что доля малого бизнеса в размере 9,5% во внутреннем валовом продукте страны - довольно тревожный сигнал  для всех участников рыночных отношений.  И поэтому, сегодня государство должно сделать четкие и эффективные шаги в сфере поддержки малого бизнеса, потому что именно малый бизнес - основа стабильности и экономической безопасности государства. 

 

Руслан Юшин, заведующий Центром социально-экономических исследований НИИ «Стратегия Приднестровья»

:
Просмотров: 706 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru