СПОНСОРСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА | 16:38 | ||
Н.В Терзи, доцент кафедры «Национальная
экономика» ПГУ им. Т.Г. Шевченко, ст. преподаватель Тираспольского филиала МАУП Д.В. Терзи, студент экономического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко
СПОНСОРСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В последнее
время во многих компаниях происходят процессы переосмысления роли, места и
конечных целей бизнеса. Стали актуальны темы формирования образа компании,
достижения общности интересов с целевыми аудиториями, упрочения корпоративной
культуры. Появилась концепция социальной ответственности, как важнейшей части
репутации фирмы. Все чаще заходит речь о социальном партнерстве и социальных
инвестициях. Этот процесс часто реализуется в виде двух основных форм –
благотворительной помощи и спонсорской поддержки. Спонсорство (лат. spondeo
– ручаюсь, гарантирую) – это, как правило, деятельность юридических лиц и
основана на соглашении между организаторами события или деятельности, с одной
стороны, и коммерческой компанией, с другой. Спонсорская поддержка в
обязательном порядке предусматривает встречную услугу. Средства вкладываются в
обмен на ожидаемую пользу. Благотворительность,
в отличие от спонсорства, является
синонимом филантропии (греч. philanthropia – человеколюбие).
Благотворитель оказывает поддержку как акт дарения в форме перечисления
средств, оплаты счетов, передачи ценностей с баланса на баланс, дарственной и
так далее. Благотворители
не требуют ничего взамен, а спонсоры
во всем
блюдут собственную выгоду и
тщательно считают доход на вложенный рубль. Спонсорство на современном
этапе рассматривается как особый вид коммерческих инвестиций в социальные
проекты, предназначенные для повышения ценности компании. Прежде всего,
разумеется, это дополнительные возможности рекламы. Иногда оказывается намного
выгоднее и эффективней, а то и дешевле поддержать шумную акцию, к которой будет
привлечено внимание СМИ, чем покупать рекламное время или рекламную
площадь. Имеются и более глубокие мотивации.
Например, формирование и продвижение привлекательного позитивного имиджа фирмы
и ее руководства. Участие в реализации социально значимых проектов демонстрирует
не только состоятельность, но и
социальную значимость фирмы, ее образ хорошего члена общества. Существует
множества актуальных направлений спонсорской и благотворительной деятельности:
спорт, культура и искусство, образование
и наука, медицина и здравоохранение, издание книг, премии, человеческие
достижения, мероприятия местного масштаба. По причине многообразия направлений
и объектов уместно в данной статье остановиться на образовательном секторе,
который открывает необозримый простор для спонсорской и благотворительной
деятельности. Примером может стать проект, организованный университетом
совместно с одним из банков города. Этот проект ориентирован на старшекурсников экономического факультета ПГУ – менеджеров и финансистов,
будущих реальных организаторов бизнеса. Он называется «Получи кредит в банке» и
состоит из трех этапов: - анкетирование
среди студентов ВУЗа с целью выяснения уровня подготовки будущих «воротил
экономики», их потребности в дополнительных знаниях для решения игровых, но
вполне реальных задач. - обобщение,
анализ анкет; выступление ведущего кредитного эксперта банка перед студентами с
лекцией. - деловая игра
по решению проблем получения банковского кредита. В результате
команда – победитель и лучшие участники игры получают в подарок кошельки с
логотипом банка и возможность пройти стажировку в кредитном отделе банка. Подводя итоги любого спонсорского проекта,
необходимо обосновать его эффективность. Предприниматель хочет знать – за что
конкретно он платит деньги, что ему дадут эти, порой масштабные,
мероприятия и акции. Отсутствие внятных
ответов на такие вопросы порождает несбывшееся ожидания, недоразумения, а на их
почве – конфликтные ситуации. проблема усугубляется тем, что спонсорство и
благотворительность – деятельность дорогостоящая и реализуется в долговременной
перспективе. Учитывая эти сложности, представляется важным разобраться с
характеристикой эффективности, с тем, какие показатели с какими соотносятся.
Необходимо получить ответ, как минимум, на три вопроса. Во – первых, насколько
поставленные цели компании соответствовали объективным потребностям
(эффективность целей). Во – вторых,
насколько полученные результаты соответствуют поставленным целям
(результативность компании). И, в- третьих, насколько эффективными оказались
затраты средств (денег, времени, людей) для получения этого результата. Рассмотрим
следующие виды эффективности: - экономичность,
отношение полученных результатов к затратам, степень использования средств и
ресурсов (эффективность тем выше, чем меньше затраты позволяют получить один и
тот же результат). Э = Р / З; -
результативность, отношение результата к преследовавшимся целям, степень
реализации целей (эффективность тем выше, чем в большей степени результаты
соответствуют целям). Э = Р / Ц; -
целесообразность, отношение целей к реальным проблемам, степень рациональности
выдвигаемых целей (эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают
реальные проблемы). Э = Ц / П. Итоговое
выражение эффективности Э = Ц / П * Р/ Ц * Р / З может быть упрощено за
счет очевидного математического преобразования (сокращения Ц) до вида Э = Р / П * Р / З. Однако в управленческом
контексте роль целей представляет принципиальный интерес. Легче всего
рассчитывается экономичность. Определяются затраты – финансовые, материальные,
кадровые, временные – на единицу достигнутого результата. не случайно в
экономическом анализе именно этот вид эффективности наиболее разработан:
подавляющее большинство методик построено именно в этом ключе. Но здесь
возникает вопрос – в каких показателях измерять результат? И что вообще можно
считать результатом? Результат может быть непосредственным, а может быть и
сложно опосредованным. Эффективность всегда конкретна и стоит четко
определиться в вопросе, какой вид эффективности наиболее важен в данной
ситуации.
Полнота содержания эффективности
наглядно может быть представлена в таблице, содержащей необходимые для анализа
характеристики. Таблица
№ 1. Содержание эффективности
(векторы анализа)
Эта таблица дает
представление о «Поле анализа» эффективности. Приступая к такому анализу, надо
сначала ответить на вопрос: «О какой эффективности идёт речь?». Кроме того,
каждая характеристика должна выражаться в конкретных показателях. Легче всего с
характеристикой затрат (в рублях, в штуках оборудования, в человеко-часах трудозатрат
и т.д.), так как они легче всего поддаются количественному счету. Не столь
затруднительно и выражение результатов деятельности. Несколько сложнее с
показателями целей и потребностей, но и им могут быть найдены характеристики, в
том числе и имеющие количественное выражение. В числе основных параметров, которые
необходимо учитывать при анализе эффективности спонсорства и
благотворительности выступают: - налаживание взаимопонимания между
фирмой и ее социальной средой; - информирование общественности,
способствующее продвижению новых товаров и услуг; - развитие мотивации персонала; - выход на новые рынки, открывающий новые
перспективы развития и роста фирмы; - преодоление изоляционизма и
замкнутости в менеджменте; - обеспечение прогресса фирмы, ее
развитие, диверсификация и рост. Поскольку в анализе эффективности
много зависит от первичной базы сравнения, то изменения следует сопоставлять
(по возможности) четкими систематизированными представлениями и
характеристиками реального положения дел. Такая систематизация может быть
представлена в виде таблицы, которая носит сводный характер и дифференцируется
по каждому конкретному адресату и целевой группе. Основой анализа
могут стать опросы людей, оказавшихся в «поле воздействия» мероприятия. Надежными считаются опросы на месте события и интервью сразу же после него.
Необходимо проанализировать информацию об общем количестве зрителей, социально-
демографическом составе аудитории, рейтинг акции, экспертные оценки ее
популярности, сделать анализ откликов СМИ. При анализе эффективности важно
оценить, что именно запомнили участники события, у скольких людей и как
изменилось отношение к фирме, ее товаром и
соответствующее поведение. Именно реальное поведение – наиболее общий и
убедительный показатель эффективности акций. Измерения экономической
эффективности спонсорства и благотворительности, несмотря на сложность и малую
разработанность в экономической науке представляют большой интерес. Ведь
социально ответственный бизнес – это одна из несущих опор строительства гражданского общества на
современном этапе, существенное условие экономического роста нашей страны и
экономики в целом. Литература: 1. Векслер А.Ф.,
Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. Н. Новгород,
2002. : | |||
Просмотров: 440 | |
Комментарии
Анонс
Актуальное интервью
Новости партнеров
Опрос

Новостной сервис

Неофициальный сайт г.Бендеры

Газета "Приднестровье"