Главная   | Вторник, 07.05.2024, 21:33

Светлана Белоус: Уровень участия НКО в жизни государства - показатель стабильно развивающегося общества
20:02
Вопрос необходимости построения и развития активного гражданского общества является наиболее важным для любого демократического государства, стремящегося к стабильности. Сегодня довольно часто мы слышим о гражданском обществе, о его составляющих, и о наличии либо отсутствии активной гражданской позиции у населения по участию в жизни государства на всех уровнях. 
Одним из основных элементов гражданского общества являются некоммерческие организации, т.е. те организации, чьей основной  деятельностью является решение проблем общества, а не извлечение прибыли.
Но, к сожалению, большинству некоммерческих организаций, чья деятельность направлена на помощь детям сиротам, бесплатную правовую помощь необеспеченным слоям населения, работу с людьми с ограниченными возможностями и т.д., приходится делать две вещи сразу. Так, с одной стороны, они решают важнейшие проблемы нашего общества, до которых у государственных структур не всегда доходят руки, а с другой - ищут способы для собственного существования. Ведь ни для кого не является секретом, что проведение мероприятий, аренда офиса, оплата коммунальных услуг, наем специалистов стоит денег, которые порой найти очень трудно.
На сегодняшний день в Приднестровье по различным данным существует от 700 до 1000 общественных объединений различной направленности. И акцент хотелось бы сделать именно на слове «существуют». Ведь откуда у этих организаций появляются средства для многих остается загадкой. Иногда это членские взносы, пожертвования, денежные средства, выделяемые различными фондами, т.е. можно сказать, что поддерживают зачастую благие цели наших организаций кто угодно, но только не государство. Безусловно, из-за непризнанности нашей республики и нелегкого финансового положения невозможно поддерживать на государственном уровне все общественные объединения. Именно поэтому необходимо выработать особый механизм, для того чтобы поддержать организации, действующие на благо общества.
Ответа на вопрос, сколько же  на сегодняшний день в нашей республике «живых» общественных объединений, к сожалению нет. Но зато уже в который раз Верховный Совет ПМР по инициативе профильного комитет переносит дату перерегистрации общественных объединений в связи с новшествами, внесенными в законодательство, регулирующее их деятельность. Почему же представители общественных объединений не доходят до регистрирующих органов? Может быть, это происходит по той причине, что у данных организаций нет возможности найти квалифицированного юриста для внесения изменений в уставные документы, а может быть и потому что со времени своего появления эти организации без поддержки просто перестали работать и существуют только на бумаге?
Хочется верить, что после того как процедура систематического продления срока внесения изменений в уставные документы в соответствии с действующим законодательством закончится, мы узнаем о действительной численности различных объединений граждан, существующих в нашей республике. Но в ожидании данной информации уже сегодня необходимо выработать механизм поддержки тех некоммерческих организаций, чью деятельность можно отнести к социально ориентированной. 
 Необходимо отметить, что в нашей республике в последнее время наблюдается деятельность по поддержке некоммерческих организаций со стороны государства. Так, в конце 2009 года, после долгих дебатов на всех уровнях в республике появился орган общественного контроля – Общественная Палата Приднестровской Молдавской Республики, в конце июня этого года Президентом ПМР утверждено положение «О государственных грантах и порядке их  предоставления общественным объединениям, для осуществления социально значимых программ, мероприятий и общественно-гражданских инициатив». 
Но, безусловно, на этом останавливаться не стоит и для дальнейшего развития институтов гражданского общества необходимо воспользоваться опытом соседних нам государств.
 К примеру, в Российской Федерации  на законодательном уровне закреплено понятие социально ориентированная некоммерческая организация. Так, в соответствии с российским законодательством, социально ориентированными некоммерческим организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также осуществляющие иные виды деятельности, закрепленные в законе.
Перечислю лишь некоторые виды деятельности, которые российские законодатели    отнесли к социально ориентируемым видам деятельности: социальная поддержка и защита граждан; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; деятельность и содействие деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, а также содействие духовному развитию личности.
 Разумеется, недостаточно только закрепить за организациями статус социально ориентированной. Необходимо предоставить  им реальную помощь, что будет стимулировать их дальнейшее развитие.
Так, к примеру, целесообразно было бы установить, что социально-ориентируемые некоммерческие организации:
   а) безвозмездно пользуются помещениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, для офисов и общественных приемных, освобождаются от оплаты за коммунальные услуги;
б) получают целевое финансирование на реализацию своих приоритетных программ (перечень и содержание которых согласовывается исполнительным органом государственной власти) в виде государственных и муниципальных грантов;
 в) участвуют в реализации государственного заказа по оказанию социальных услуг населению в сфере просвещения, оздоровления, социального обслуживания.
Также, хотелось бы отметить, что в последнее время в европейских государствах наблюдается практика создания общественных центров, так называемых НКО-инкубаторов. Создание соответствующих центров благоприятствует функционированию некоммерческих организаций. В данных центрах некоммерческая организация получает возможность на безвозмездной основе пользоваться помещением,  почтой, телефоном, интернетом, что является очень важным для их деятельности. Кроме этого НКО получает консультации юриста либо бухгалтера. 
В различных странах взаимодействие государства и НКО, равно как и формы государственной поддержки НКО, могут принимать самые всевозможные формы – от уровня консультаций, до совместной проектной работы и прямого финансирования. Но уже сегодня мы должны уделить внимание реформированию законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций республики, с привлечением к обсуждению данного вопроса всех заинтересованных лиц. Ведь общеизвестно одно, что уровень участия некоммерческих организаций в жизни государства является одним из  показателей стабильно развивающегося  общества, в котором мнение общественности играет основную роль. 

 Светлана Белоус, заведующая Центром социально-правовых исследований НИИ «Стратегия Приднестровья»
      
:
Просмотров: 746 |


ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru