Главная   | Суббота, 27.04.2024, 10:28

Павел Федоров: К дате «28 июня 1940 года» в Приднестровье нужно подходить взвешенно и объективно
14:54
Как на правом, так и на левом берегах Днестра историки и политологи всё чаще и чаще дискутируют относительно исторической значимости событий конца июня 1940 года. Присоединение Бессарабии к СССР и возвращения её в сферу геополитического влияния государства Российского по разному трактуется не только учёными правого и левого берегов Днестра, но и представителями интеллектуальной элиты современной России. 
Принято выделять два историко-политологических направления, которые придерживаются диаметрально противоположных позиций по данному вопросу.  Сторонники русофобской ориентации в молдавской историографии и политической мысли не устают подыскивать всё новые и новые обоснования того, что создание 12 октября 1924 года на территории днестровского левобережья Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики было совершенно безосновательным, а действия советской армии  28 июня 1940 г. необходимо расценивать как оккупационно-анексическими. Представители другого, пророссийского направления рассматривают Бессарабскую операцию 1940 года как закономерный и вполне ожидаемый внешнеполитический шаг Советского Союза по возврату в орбиту своего влияния Днестровско-Прутского междуречья, которое ещё в начале XIX столетия было окончательно извлечено из сферы Османских притязаний посредством длительных кровопролитных Русско-Турецких войн. В то же время пророссийская система взглядов на  рассматриваемые исторические события относительно разнородна. Как минимум, анализируя ход дискуссии в границах современной Молдовы и Приднестровья, правильно будет констатировать факт дифференциации пророссийских позиций по данному вопросу на две основные позиции.   Так на территории Республики Молдова доминирует система взглядов, согласно которой включение Бессарабии в состав СССР было исключительно отрицательным событием. Трактовка присоединения Бессарабии к СССР в информационном поле левобережья Днестра в определённой мере ангажирована действующей здесь идеологией, что в свою очередь   делает её  отличной от предыдущей.
Рассматривая по порядку обозначенные выше подходы и их разнонаправленность,  начнём с антироссийского. Согласно убеждениям «правобережных румынистов», советское правительство поступило экспансионно, когда ввело свои войска в Бессарабию. Однако аналогичные действия Румынии, совершённые относительно этих же территорий в 1918 году, сторонники данного научного подхода излагают как вполне закономерные и оправданные, что находит гораздо меньше исторических аргументов. Остаётся совершенно неясным, какие исторические предпосылки и основания служат сегодня прецедентом для отстаивания правомерности оккупации Днестровско-Прутского междуречья в январе 1918, если Румыния, как суверенное государство, возникает в мае 1877 года, а Российская империя  ещё с XVII века ведёт кровопролитные войны по вытеснению османов не только с территории Бессарабии, но и  всего Северного Причерноморья. Пожалуй, исторических прав у России, как не крути, но всё-таки побольше, чем у Румынии. Умалчивают подобного рода псевдоисторики и о русско-турецкой войне 1806-1812 гг., согласно итогов которой Бессарабия была включена в состав Российской империи. Говорить об экономической политике Румынии в Бессарабии с 1918 по 1940 гг. в Республике Молдова вообще не принято в заказных исторических трактатах. Либо это из соображений - не ставить в неловкое положение Трэяна Бэсеску и весь румынский народ за колониальные принципы ведения хозяйства  на оккупированных территориях их прародителями, либо в силу того, что экономической политики в её классическом понимании на территории Бессарабии в течение 22 лет не велось вообще. Последнее подтверждается официальной статистикой пауперизации населения и активной эмиграцией  его в МАССР, где в то время кипели большие стройки первых пятилеток. Повторная аннексия румын относительно Бессарабии и, по сути, геноцид молдавского народа в 1941-1944 гг., точно также как и вышеперечисленные автором события не популяризируются в СМИ и научно-исторической литературе Республики Молдова. По нашему мнению, существования в информационном поле Молдовы подобных мнений, объясняется не столько объективными историческими прецедентами, сколько идеологической конъюнктурой, построенной на основе западноевропейского геополитического флюгера.  Пожалуй, именно неутомимое желание нынешних властей Молдовы всеми силами втянуть её в состав Румынии, НАТО и  Евросоюза, являются основными мотивирующими факторами, генерирующими такого рода псевдоисторические обоснования антироссийского толка  в  научных кругах Правобережья.
Как нами уже отмечалось, не просто обстоят дела и в среде историков и политологов двух берегов Днестра, трактующих дату 28 июня 1940 г. как важное историческое событие.  Представители Левобережья в определённой мере опасаются  истолковывать эту дату как принёсшую однозначные выгоды, так как  с этого момента МАССР, которая, по мнению Приднестровских экспертов, послужила историческим прецедентом для возникновения в 1990 году ПМР, лишилась своей автономии, которая была ей дана 12 октября 1924 года. Как было сказано выше, такая позиция в определённой мере является идеологически и политически ангажированной, но в тоже время имеет массу вполне трезвых и объективных исторических оснований   для своего существования. К числу таковых справедливо будет отнести формирование на территории МАССР в течении 16 лет специфической культурно-исторической и этнической  идентичности украинской и российской направленности, отличной от правобережной, которая на протяжении 22 лет развивалась в  информационно-идеологическом поле Румынии. На правобережье этно-социальные характеристики населения в большей степени формировались под романским влиянием, что также формировало собственную, отличную от левобережной иконографию и систему ценностей. Не исключено, что именно в этот период было существенно усиленно молдавское этническое самосознание, позже повлиявшее на вспышку националистических настроений в конце 80-х годов XX века.
Другая интерпретация рассматриваемого события на территории  Правобережья практически полностью определяется контурами официальной позиции Российского МИДа и Посольства России в Молдове. С исторической точки зрения она носит преимущественно объективный характер, независящий ни от мнения Приднестровья, ни от мнения нынешнего руководства Республики Молдова.
Напомним, что советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 года предусматривал возвращение Бессарабии в состав СССР. Однако, Сталин некоторое время медлил с реализацией этого плана, поскольку Румыния имела военные гарантии Франции. Разгром Франции нацистами в мае-июне 1940 году вдохновил его на действия. 26 июня 1940 последовала нота румынскому послу в Москве относительно передачи Бессарабии, а также Северной Буковины Советскому Союзу. 28 июня 1940 года на территорию Бессарабии были введены части рабоче-крестьянской красной армии, после чего на её территории была образована Молдавская ССР. Этим шагом Российское государство, существовавшее на тот момент в форме СССР, по сути, просто вернуло в орбиту своего влияния территории, которые исторически были закреплены за ним, и которые оно  экономически обустраивала, отвлекая при этом   огромные ресурсы от центра в ущерб своему собственному хозяйству.   В период пребывания Бессарабии  в составе Российской Империи, а затем в составе СССР, здесь были построены города, огромные промышленные предприятия, создана транспортная инфраструктура и построено большое количество учреждений социального назначения (школы, детские сады, больницы и др.).
После присоединения к Румынии, Бессарабия оказалась оторвана от российского рынка сбыта продукции и сама постепенно стала превращаться в рынок сбыта продукции румынских и иностранных монополий. В промышленности преобладало мелкотоварное производство. Если в 1919 году здесь насчитывалось 262 крупных предприятия, то в 1928 - 196, в 1934 - 212, а в 1937 - снова 196. Инвестиции в цензовую промышленность на протяжении всего румынского периода оставались на одном уровне, с тенденцией к сокращению. Энергообеспечение предприятий возросло на 15,9 %, число рабочих - на 3,1 %, в то время как фонд заработной платы уменьшился на 33,6 %. Приоритеты развития экономики сместились в область пищевой промышленности, доля которой составляла 92,4 %. С 1919 по 1937 гг. резко сократилась доля Бессарабии в промышленном производстве Румынии на цензовых предприятиях по всем показателям, в частности по капитальным вложениям -  с 6 до 1,6 %, по стоимости продукции - с 4 до 2,3 %. Высокие тарифы на железнодорожные перевозки в Бессарабии по сравнению с остальной Румынией пагубно сказались на хозяйстве края. Многие предприятия бездействовали, а их оборудование вывозилось за Прут. Так, например, были вывезены в Старое королевство железнодорожные мастерские Бендер, Бессарабки, Флорешт, текстильная и трикотажная фабрики, один из кишинёвских заводов.
К началу 1930-х годов в крае усилилась безработица. Ежегодно регистрировалось 13-14 тысяч безработных. Уменьшилась заработная плата. Активно использовался женский и молодёжный труд, причём зарплата женщин была на 20-30 %, а подростков - на 25-50 % ниже зарплаты мужчин. Повсеместно не соблюдался 8-часовой рабочий день, не предоставлялись отпуска и не выплачивались пособия по болезни и нетрудоспособности.
Таким образом, следует считать, что присоединение Бессарабии к Советскому Союзу правильно трактовать преимущественно положительным как для этих двух государств, так и для современной Молдовы, Украины и, пожалуй, самого Приднестровья. Ответим почему:
•    Для СССР присоединение Бессарабии и Северной Буковины сыграло очень важную военно-стратегическую роль. Советский Союз расширил свои владения на черноморском побережье, при этом ослабив своего потенциального соперника в Юго-Восточной Европе, а также отодвинул в преддверии войны свои границы примерно на 150-200 км. в западном направлении. Большое значение имел выход к важнейшей судоходной реке Европы - Дунаю и создание на нём Дунайской флотилии.
•    Украина, по сути, руками Советского Союза, расширила свои северо-западные территории за счёт Северной Буковины и береговую линию Чёрного моря, за счёт Южной Бессарабии. Можно говорить и о том, что присоединение Бессарабии к СССР создало прецедент дальнейшего дипломатического давления на Румынию в послевоенные годы и передаче в мае 1948 острова Змеиный советской стороне, который с развалом Союза стал Украинским.
•    Молдова, отброшенная румынской колонизацией 1918-1940 гг. во времена натурального хозяйства, получила возможность использовать серьезные дотации  из России и Украины – государств, которые были становым хребтом советской экономики.  Молдова в составе СССР являлась исключительно субсидированным регионом, в который долгие годы вливался материальный и интеллектуальный ресурс, а сегодня молдавскую экономику  во многом тянет старый советский промышленно-хозяйственный локомотив. Молдавская молодёжь учиться в школах и университетах, построенных во времена СССР, а население получает медицинскую помощь из системы здравоохранения, созданной ныне так  нелюбимым в Кишинёве советским правительством.
•    Приднестровье при всей противоречивости для него этой даты всё же должно выстраивать свои взгляды, опираясь на официальную позицию Российского МИДа и  Посольства России в Республике Молдова. Вместе с тем такая система принципов вовсе не должна поколебать действующую здесь идеологическую парадигму, ориентированную на суверенитет и независимость Приднестровской Молдавской Республики. Кроме того, важно учитывать и тот факт, что в результате событий 28 июня 1940 года в сферу влияния СССР были включены и правобережные районы Приднестровья: второй по значимости город  Республики – Бендеры, а также ряд важных населённых пунктов с прилегающими к ним территориями. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что Бендеры сыграли одну из основных ролей в противодействии военной агрессии Республики Молдова в 1992 году и его вхождению в состав Левобережья, Приднестровье в определённой мере должно быть обязано именно историческим событиям 28 июня 1940 года.  Однако это тема для другого исследования.


Павел Фёдоров – Заведующий Центром историко-политических исследований НИИ «Стратегия Приднестровье»
:
Просмотров: 1011 |

02.03.2012
1. paytightihos [Материал]
hi

ления комментариев-->

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:



 
 
 





Наши проекты







Опрос

  Партнеры проекта

Фонд развития государственного права и гуманитарных проектов


Новостной сервис

г Бендеры
Неофициальный сайт г.Бендеры

газета Приднестровье
Газета "Приднестровье"

Аналитические ресурсы





 
 
Рейтинг@Mail.ru