БОЛЬШОЙ ЮБИЛЕЙ ПРИДНЕСТРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА | 15:53 |
Знание
– сила, так шаблонно иногда говорим мы, даже не задумываясь: почему – сила. Еще
в конце 18 века сложилось такое представление о воспитательных возможностях
университетского образования: наука имеет мощный духовно-нравственный
потенциал, поскольку дает импульс к развитию разума, а именно в разуме заложена
высокая нравственная сила. Поэтому неудивительно, что именно университеты
испокон веков были центрами не только научной мысли, но и социальной жизни,
очагами национального образования.
В Приднестровье такой очаг зажегся 1 октября 1930 года – 80 лет тому назад. В этот день в Тирасполе был создан Молдавский институт народного образования. В первом учебном году приступили к занятиям 203 человека на пяти факультетах. Сегодня подготовка специалистов ведется по 73 специальностям высшего образования, 11 - среднего образования, 3 рабочим профессиям. По всем уровням образования обучаются около 12 тысяч человек. В составе университета – 4 института (Институт языка и литературы, Институт истории, государства и права, Инженерно-технический и Военный институты), 8 основных факультетов. Действуют Рыбницкий филиал и Бендерский политехнический филиал, 100 кафедр, 5 НИИ, включающих 34 научно-исследовательские лаборатории, Ботанический сад, Культурно-просветительский центр, спортклуб «Рекорд», 4 музея и обсерватория университета. В своем нынешнем виде Приднестровский госуниверситет венчает всю систему образования республики, является частью образовательного пространства региона. В далекие тридцатые институт только встраивался в систему народного образования МССР, переживая многочисленные преобразования и переименования. Как рассказывает старший преподаватель, заведующий Музеем истории ПГУ Владимир Хохлов, в 1933 году Институт народного образования был преобразован в Молдавский педагогический институт с четырехлетним сроком обучения. В марте 1939 года в ознаменование 125-летия со дня рождения Т.Г. Шевченко вузу присвоено имя великого украинского поэта и художника. К сороковым годам в институте уже работали 10 кафедр. Но с началом Великой отечественной войны вуз вынужден был переехать в город Бугуруслан Чкаловской области. Из институтских аудиторий ушли на фронт многие преподаватели, сотрудники и студенты вуза. На фронтах погибли 2 преподавателя и более 30 студентов пединститута. Среди павших за Родину – преподаватели И.Е. Борисюк, С.В. Василатий, студенты П. Ракул, И. Фрейдкин, А. Маньковский, И. Платон и другие. В августе 44-го сразу после освобождения институт был переведен в Тирасполь. К своему 30-летию институт стал крупным региональным учебным и научным центром. «Были проведены теоретические и научно-практические конференции профессорско-преподавательского состава и студентов, посвященные юбилею вуза и столетию со дня рождения выдающегося земляка – ученого-химика, академика Н.Д. Зелинского. В 60-е годы ТГПИ им. Т.Г. Шевченко становится крупным региональным учебно-методическим и научным центром Молдавии. В институте ежегодно проводились практические конференции, в которых принимали участие учителя средних школ из городов и сел МССР. Открылся планетарий, работали агробиостанция, научные лаборатории, начали функционировать юношеская физико-математическая школа, научное общество студентов и учащихся, клуб путешественников», - рассказывает Владимир Хохлов. К девяностым годам каждый четвертый учитель в советской Молдавии был выпускником Тираспольского пединститута – так он к тому времени назывался. За 60 лет вуз подготовил более 30 тысяч преподавателей. В этом возрасте для вуза наступил переломный этап развития. «В сентябре 1990 года Постановлением Временного Верховного Совета ПМССР в Тирасполе был учрежден государственно-корпоративный университет для подготовки квалифицированных кадров как для народного образования, так и для различных отраслей народного хозяйства Приднестровья. 25 декабря 1990 года начались учебные занятия на четырех факультетах ТГКУ (историко-юридическом, экономическом, физико-техническом и технологическом, аграрно-экологическом). Важно отметить, что в университете начали работать известные ученые, представители научно-педагогической интеллигенции, вынужденные прервать преподавательскую деятельность в вузах Молдовы», - говорит заведующий Музеем истории ПГУ. 25 июня 1992 года в разгар агрессии, развернутой националистами Молдовы против народа Приднестровья, руководство ПМР приняло решение о слиянии двух вузов – Тираспольского государственного педагогического института им. Т.Г. Шевченко и Тираспольского государственно-корпоративного университета Приднестровского региона. На их базе был создан Приднестровский государственно-корпоративный университет им. Т.Г. Шевченко. В июне 1997 г. в связи с изменением статуса вуз переименован в Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. С 1996 г. ректором университета является доктор физико-математических наук, действительный член РАЕН, профессор С.И. Берил. В семидесятилетний юбилей указом Президента Игоря Смирнова за достигнутые успехи в деле подготовки молодых студентов ПГУ награжден Орденом Республики. В 2005 – в год 75-летия орденом «Трудовая Слава». Тогда же вуз был аттестован Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки России. ПГУ снова подтвердил соответствие качества образования государственным образовательным стандартам России. «Образовательную деятельность мы ведем в русле российской образовательной системы. Все учебные планы ПГУ приведены в полное соответствие с государственным стандартом высшего образования РФ. Выпускникам университета вместе с дипломом выдается сертификат соответствия данного документа аналогичному диплому аккредитованных высших учебных заведений РФ», - отмечает первый проректор ПГУ Наталья Куниченко. Приднестровский государственный университет подписал договоры с девяносто восьмью высшими научно-образовательными учреждениями России, Украины, Беларуси, Болгарии, Молдовы, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Абхазии, США. Сотрудничает с вузами Болгарии, Китая, Тайваня, Казахстана, Армении. Большая часть (около 60-ти) партнеров ПГУ являются крупными российскими научно-образовательными центрами. «Наш университет сотрудничает с такими ведущими российскими вузами как Московский госуниверситет им. Ломоносова, Московский государственный технический университет им. Баумана, Российский университет дружбы народов, МГИМО, Российский государственный торгово-экономический университет, Московская Медицинская Академия им. Сеченова и другие», - рассказывает проректор по международным связям ПГУ Михаил Кушаков. Кроме того, развивается плодотворное сотрудничество и с украинскими вузами, такими как Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Киевским национальным экономическим университетом, Херсонскими государственным университетом и национальным техническим университетом. Положительные итоги деятельности ПГУ на международной арене, высокий авторитет университета и качество образования отмечают и многочисленные гости вуза, и постоянные партнеры. «Если бы были какие-то сомнения, наши партнеры не открыли бы здесь свои национальные центры. А так у нас на базе университета был создан Центр русского языка и российской культуры, помощь в его оснащении предоставило правительство Москвы. Работает Центр «Русский мир». Помимо этого в ПГУ действуют Центр французской культуры, Центр украинской культуры, Центр болгарской культуры, Центр молдавского языка», - подчеркнул Михаил Кушаков. В настоящее время ведутся переговоры о создании новых национальных центров. Важным достижением международного сотрудничества ПГУ является вхождение и участие университета в работе ассоциаций вузов. То Ассоциация российских вузов, Евразийская ассоциация университетов, Ассоциация строительных вузов, Ассоциация юридических вузов, Ассоциация технических университетов. На современном этапе в развитых странах университет рассматривается как социальный институт, который неразрывно связан с экономикой и должен отвечать особенностям рыночного производства. Для того чтобы уровню индустриально развитых стран соответствовал не только вуз, но и студенты, госуниверситету пришлось вносить коррективы в систему подготовки учащихся. «Сегодня мы очень тесно сотрудничаем с работодателями в плане подготовки специалистов. Это выгодно и самим предприятиям, и студентам и нашему вузу. Первые смогут под их контролем взрастить специалистов с необходимыми знаниями и определенным опытом работы. А учащиеся и университет могут быть уверены, что студенты после окончания вуза смогут найти достойную работу», - отмечает Наталья Куниченко. Первый проректор сетует, что материально-техническая база не всегда соответствует тем задачам, которые должен решать вуз. Если с библиотечным фондом – крупнейшем в республике, дело обстоит относительно благополучно, то, например, только один диагностический прибор для медфакультета стоит 7 тысяч долларов. А таких нужен не один. И в оборудовании нуждаются многие факультеты. Часть денег поступает от государства, вторую часть составляют средства от платы за обучение. Кстати, она меньше, чем в России и Украине. И это не единственная социально направленная поддержка учащихся. «В стенах учатся 145 детей льготной категории, в нашем студенческом общежитии, где проживает около тысячи человек, одни из самых низких цен на проживание в регионе. Ряд студентов, наиболее отличившихся получают стипендию ректора, президентскую стипендию, а также стипендию мэра Москвы», - рассказывает проректор по молодежной политике Валентина Ени. Студенческая жизнь в университете насыщенная. Постоянно проводятся мероприятия спортивной, патриотической, культурно-массовой и духовной направленности. Ведь университетское образование предполагает воспитание личности, способной не просто адаптироваться, а активно взаимодействовать с обществом. Личности, которой небезразлична судьба своего государства. Много лет в университете проводятся игры КВН, мероприятия ко Дню студента, на Татьянин день. Ребята выезжают на различные международные форумы, принимают участие в заседаниях профсоюзных студенческих ассоциаций, активно позиционируют себя, свой вуз, свою республику. «Наши проблемы – студенчества и молодежи ничем не отличаются от проблем в других странах. Мы на всевозможных форумах их открыто обсуждаем. Но наши ребята понимают, что мы еще очень молоды: нашей республике только 20, а университету только 80. И все наши проблемы будут последовательно решаться», - говорит председатель профсоюза студентов ПГУ Инна Чурсина. Любой университет может только тогда гордиться своими успехами, если ему удалось не просто дать стандартный набор знаний, а воспитать социально активную личность, способную отстаивать свои позиции на основе ясного понимания сути происходящего в обществе. Что как не университетская среда может вырастить такую личность. «Среда, атмосфера университета – это мощное явление, которое формирует современного специалиста высшей квалификации, обладающего высоким уровнем профессиональной и общекультурной компетенции, твердой социально-ориентированной позицией и сформировавшейся системой ценностей. Мы растим молодую личность, мы формируем будущее на двадцать лет вперед», - подчеркивает Валентина Ени. «Именно таков наш сегодняшний университет: молодой, энергичный, уверенный в себе. Университет, который считает своим высшим приоритетом ценности знания, ценности мировой и национальной культуры, духовно-нравственные ценности, хранящий историко-культурные традиции республики и университета, обеспечивающий преемственность в воспитании студенческой молодежи», - утверждает ректор университета, профессор Степан Берил. В свои восемьдесят
Приднестровский государственный университет, бережно храня истоки, все же молод
и нацелен в будущее. По материалам ИА "Ольвия пресс" : | |
Просмотров: 854 | |